Тепловоз ТЭМ7 мощностью 1470 кВт (2000 л. с.) с электрической передачей
предназначен для выполнения тяжелой маневрово-вывозной и горочной работы
на крупных железнодорожных станциях и узлах МПС с составами массой 4000—
6000 т, а также для работы в карьерах. Это первый отечественный
локомотив такого назначения.
Тепловоз спроектирован Люди-новским тепловозостроительным заводом (ЛТЗ)
в содружестве с Коломенским тепловозостроительным заводом, НИИ завода «Электротяж-маш»
и заводом «Электромашина» (г. Харьков), Всесоюзным
научно-исследовательским тепловозным институтом (ВНИТИ, г. Коломна).
В испытаниях опытных образцов тепловоза и доводке их конструкции
принимали участие, кроме завода-изготовителя, ВНИТИ, ВНИИЖТ, депо
Свердловск-Сортировочный и другие организации.
Специалистами завода-изготови-теля, заводов-поставщиков комплектующего
оборудования и эксплуатирующих организаций конструкция и технология
изготовления тепловоза постоянно совершенствуются, поэтому возможно
некоторое несоответствие в описании узлов с их фактическим устройством.
Электрическая схема, описание которой приведено в настоящей книге,
внедрена на тепловозах с 1986 г. Принципиальных отличий между данной
схемой и схемами, реализованными на тепловозах выпуска предыдущих лет,
нет.
Тепловоз создан по заказу и с учетом требований МПС. Однако в
последующем он одновременно стал поставляться предприятиям Мин-углепрома
СССР и Минчермета СССР. В связи с этим конструкторы завода учли
требования новых потребителей. В частности, тепловозы ТЭМ7 для них
оборудованы магистралью для разгрузки думпкаров и двумя компрессорными
установками,
каждая из которых состоит из компрессора типа ПК-35М и электродвигателя
типа П2К. Тепловозы же, поставляемые МПС, снабжены только одной
компрессорной установкой, включающей компрессор типа ПК-5,25 и
электродвигатель типа 2П2К.
Восьмиосный маневрово-вывозной тепловоз ТЭМ7 имеет больший служебный вес
и большую мощность, чем шестиосный маневровый тепловоз ТЭМ2. Тяговые
качества последнего недостаточны для крупных железнодорожных узлов и
станций, что в условиях интенсивной работы отрицательно сказывается на
перерабатывающей способности сортировочных горок и парков формирования.
Высокие тяговые качества тепловоза ТЭМ7 особенно необходимы при надвиге
составов на горку и на вывозе составов из парков формирования в парк
отправления, а также при работе в карьерах.
Опыт эксплуатации тепловозов ТЭМ7 показал, что благодаря меньшей
склонности к боксованию средняя интенсивность износа бандажей колесных
пар этих тепловозов почти в 2 раза меньше, чем у тепловозов ТЭМ2,
работающих в одном и том же маневровом районе (хотя нагрузка на ось у
тепловоза ТЭМ7 на
2 т больше, чем у тепловоза ТЭМ2). Благодаря применению двухосных
тележек с небольшим моментом сопротивления повороту при движении по
кривым подрез гребней бандажей колесных пар у тепловозов ТЭМ7 в отличие
от тепловоза ТЭМ2 отсутствует.
Наибольший экономический эффект применение тепловозов ТЭМ7 дает в
районах с тяжелыми условиями работы — при больших массах составов и в
зимнее время года.
Пожелания и замечания читателей по книге просим направлять в
издательство «Транспорт» по адресу: 103064, Москва, Басманный тупик, 6а.