Обслуживание экипажной части тепловоза ТЭМ2У

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз ТЭМ2У. Руководство по эксплуатации и обслуживанию - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

 

Обслуживание экипажной части тепловоза ТЭМ2У

 



Колесные пары. При осмотрах колесных пар под тепловозом проверьте:

прокат по кругу катания бандажа (допускается не более 7 мм);

толщину гребня бандажа (допускается не более 33 и не менее 25 мм на расстоянии 18 мм от вершины гребня);

вертикальный подрез гребня (допускается высотой не более 18 мм);

толщину бандажа (допускается не менее 36 мм).

Примечание. Указанные замеры (прокат, толщину гребня, подрез гребня, толщину бандажа) должен производить в конце каждого месяца специально назначенный работник (в депо — прошедший испытания в знании Инструкции ЦТ/2306 по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар, а на промышленном предприятии — прошедший соответствующий инструктаж и испытания в ближайшем локомотивном депо). Результаты замеров заносят в книгу утвержденной МПС формы;

состояние бандажей и колесных центров (ползуны — выбоины на поверхности катания бандажей допускаются глубиной не более 0,7 мм); трещины, плены, раздавленности, вмятины, отколы, раковины, выщербины, остроконечный накат гребня на бандажах; трещины и плены на ступицах, дисках и ободьях колесных центров; ослабление бандажей на ободе центра (обстукивая молотком) и ослабление бандажного кольца, сдвиг бандажа относительно обода колесного центра по контрольным рискам на бандаже и ободе центра не допускаются.

Обнаруженные при осмотре колесных пар дефекты заносите в книгу ремонта тепловоза.

Колесные пары осматривайте при каждом удобном случае, а также после крушения, аварии, столкновения или схода. При обнаружении поврежденных колесных пар после крушения, аварии, столкновения или схода тепловоза произведите полное их освидетельствование. Все виды освидетельствования, а также ремонты, связанные с выкаткой колесных пар, должны производиться на ремонтных пунктах лицами, имеющими удостоверение установленной МПС формы на право освидетельствования колесных пар.

Роликовые буксы. В процессе эксплуатации необходимо вести наблюдение за работой буксового узла. Максимальная температура нагрева буксы во всех случаях не должна превышать 80 °С. Основными причинами повышенного нагрева буксового узла могут быть переполнение узла консистентной смазкой, недостаточность или недоброкачественность смазки, разрушение подшипника, плохое поступление смазки к трущимся поверхностям осевого упора, попадание в подшипник песка или других механических примесей, неправильная сборка подшипника и других деталей узла, малый разбег колесных пар. Ориентировочно степень нагрева буксы можно определить рукой. Если руку на буксе невозможно удержать (температура 60—70°С), следует принять меры по более точному определению температуры нагрева и выявлению его причины.

Следите, нет ли течи через лабиринтное уплотнение и по местам присоединения крышек. При появлении течи принимайте своевременные меры к ее устранению. Проверьте состояние крепежа буксового узла.

Букса должна быть заполнена консистентной и жидкой смазками. Консистентной смазкой должны быть заполнены пространства между роликами, пространство полости буксы между перегородкой и задней крышкой (1,2 кг) и полость лабиринтного кольца (0,2 кг). Место под фитиль, ограниченное перегородкой, заполните жидкой смазкой (дизельным маслом, применяемым для смазки дизеля) до уровня нижней кромки заправочного отверстия. Уровень смазки проверяйте щупом, как показано на рис. 48 и 113. Допускаемое понижение уровня смазки не более 3 мм.

В период эксплуатации добавление смазки в буксы производите в соответствии с картой смазки, при этом запрессовку консистентной смазки без разборки буксы производите через отверстие в корпусе с помощью рычажно-плунжерного шприца и переходника.

При всех вскрытиях букс и производимых при этом работах при добавлении смазки строго следите за тем, чтобы в буксу не были занесены грязь, песок, влага и т. д. Предохранение букс от загрязнения— залог их долговечной и безаварийной работы.

Во время стоянок тепловоза в запасе при ожидании ремонта один раз в две недели он должен перекатываться по путям для смены точек контакта роликов и беговых дорожек подшипников и предохранения их от коррозии. Колесные пары с буксами имеют свободный разбег относительно рамы тележки. Благодаря наличию в буксах пружинных амортизаторов крайние колесные пары имеют еще дополнительный упругий разбег. При сборке тележки контролируют только суммарный свободный разбег, который должен
быть 28+1 мм для средних и 3+1 мм для крайних колесных пар. Регулирование свободного разбега колесной пары производите за счет изменения толщины пакета регулировочных прокладок Кп и Кп. Перед регулированием разбегов (для устранения несимметричного расположения колесных пар в раме тележки) производите установку расположения букс на оси колесной пары на одинаковых расстояниях от внутренних граней бандажей. Это достигается постановкой дополнительных прокладок между передней крышкой буксы и осевым упором, учитываемых при регулировке свободного осевого разбега колесной пары в раме тележки. Для этого на буксы, собранные на колесной паре, установите осевой упор без фитиля. Прокладки под упор не ставьте.

После затяжки болтов буксы сдвиньте до соприкосновения осевого упора с торцом оси и замерьте размеры А с правой и левой стороны (рис. 114). От большего значения отнимается меньшее значение размера А; разность размеров будет являться толщиной прокладок в миллиметрах, которые необходимо ставить со стороны, где размер А больше.


 

 

 

 

 

Рис. 113. Расположение смазки и сливной пробки в буксе тепловоза:
1 — отверстие для запрессовки консистентной смазки; 2 — верхний уровень масла; 3 — щуп; 4 — нижний уровень масла; 5 — фитиль; 6 — сливная пробка; 7 — перегородка; 8 — жидкая смазка (настоящую буксу устанавливали на тепловозах ТЭМ2А до 1987 г.)

 

 

 

 

Рис. 114. Колесная пара

 

 

 

 

 

Постановкой дополнительных прокладок под опорный фланец осевого упора добейтесь разности размеров А не более 0,5 мм. Прокладки для размеров А после регулировки свободных осевых

разбегов колесных пар в раме тележки установите на той же буксе. После получения разности размеров А не более 0,5 мм в буксах установите осевые упоры с приклепанными фитилями и передайте колесные пары с буксами на последующие операции. Толщина дополнительных прокладок в миллиметрах выбивается на переднем торце корпуса буксы.

Регулировку свободного разбега колесных пар (рис. 115) производите под тепловозом или на собранной тележке.

 

Допустимая разница в толщинах пакета Кп и Кл не более 0,5 мм.

После проведенного подсчета необходимое количество прокладок поставьте между осевым упором и крышкой, причем установите дополнительные прокладки на ту буксу, где они были установлены до регулировки свободного разбега колесных пар, и затяните болты.

При смене колесных пар в условиях депо регулировку симметричного расположения колесных пар относительно рамы тележки и последующую регулировку осевых разбегов производите в соответствии с данным указанием. При проверке или регулировке осевых разбегов в депо (без выкатки колесных пар из-под тепловоза на буксах должны быть сохранены дополнительные прокладки, установленные на заводе.
 

 

 

 

Рис. 115. Схема регулирования разбега колесной пары

 

 

 

 

Моторно-осевые подшипники. Люфт коробки с фитилем поль-стера относительно направляющих не допускается. Коробка должна перемещаться плавно, без заеданий. Усилие поджатая коробки с фитилем к оси должно быть в пределах 39—59 Н (4— 6 кгс); выступание фитиля относительно переднего края коробки (16± 1) мм. При этом зазор между заплечиками коробки и корпусом польстера в рабочем положении 13,5+| мм (контролируйте на колесно-моторном блоке).

Крышка 12 (см. рис. 49) с паронитовой прокладкой 7 закреплена на корпусе осевого подшипника четырьмя болтами 8.

Корпус осевого подшипника

имеет прилив, в который вворачивается заливочная пробка 22 с щупом маслоуказателя, имеющим только нижнее деление, соответствующее минимальному уровню смазки. Максимальному уровню соответствует уровень масла по нижней кромке заливочлого отверстия.

На польстере, собранном в осевом подшипнике, выступание коробки 20 относительно поверхности диаметром 245 мм осевого подшипника при отсутствии оси должно быть 12,5+3 мм (рис. 116). Разница указанного размера на длине коробки не более 1 мм. При этом зазор между стенкой осевого подшипника и заплечиками коробки должен быть не менее 2 мм, зазор между стенками окна вкладыша 5 и коробки — не менее 4 мм.

Концы шплинтовой проволоки не должны выступать за верхнюю плоскость головок болтов 2.
 

 

 

 

Рис. 116. Размеры для контроля собранного польстера (сечение по оси фильтра)

 

 

 

Для установки фитиля отверните четыре болта 8, крепящие крышку 12 к корпусу осевого подшипника, и снимите ее. Отведите вверх рычаг 18 польстера и установите его на фиксатор 16. Выньте коробку. Рычаг должен быть на фиксаторе и во время установки коробки с фитилем в подшипник.

Общая толщина фитиля должна быть 38—39 мм. Фитиль состоит из двух войлочных прокладок и 12 хлопчатобумажных ламповых фитилей по прейскуранту 070 шириной 160 мм и длиной 200 мм. Допускается устанавливать в два ряда по пять-шесть хлопчатобумажных фитилей шириной 80 мм (круглых). Число хлопчатобумажных фитилей может изменяться в зависимости от действительной толщины войлочных прокладок.

Перед сборкой фитили и войлок просушите при температуре 60—70 °С в течение 2—3 ч и очистите. Поперечную нитку, выступающую по торцу фитиля по линии обреза, обрежьте для предотвращения попадания ее в подшипник. Выступание хлопчатобумажных фитилей относительно войлока не более 2 мм, утопание их относительно войлока не допускается.

Фитиль установите в коробку так, чтобы он выступал из нее на (16± 1) мм, и прошейте двумя скобами через отверстия в коробке. Концы скоб загните внутрь. Выступание элементов скобы относительно плоскости коробки должно быть не более 3 мм.

Набивка польстера должна быть плотной без ослабления фитиля. Коробки с фитилем пропитайте в осевом масле (ГОСТ 610— 72) марки Л, 3 или С в зависимости от времени года и района страны при температуре 50—60 °С в течение 2—3 ч. Пропитанный фитиль с коробкой выньте из ванны и дайте возможность стечь излишкам масла в течение 15—20 мин.

Коробка с фитилем должна храниться в чистой, плотно закрытой таре. Продолжительность хранения коробки с фитилем после пропитки перед установкой в польстер тягового электродвигателя не более 1 ч. Перед установкой коробки с фитилем польстер и полость ванны осевого подшипника очистите от загрязнений и протрите безворсными салфетками, смоченными в керосине.

Для установки коробки польстера в осевой подшипник вставьте коробку с фитилем в корпус польстера (в осевом подшипнике); снимите рычаг 18 (см. рис. 49) с фиксатора 16 и отпустите его до упора в заплечики коробки 20. Легким отжатием коробки с фитилем убедитесь в правильности его установки. Установите крышку 12 и закрепите ее болтами. После установки польстера и постановки в рабочее положение колесно-моторного блока произведите заливку осевого масла марки Л или 3 в зависимости от времени года (ориентировочно 5 л в один подшипник). Уровень контролируйте по маслоуказателю. В северных районах страны в зимнее время (при температуре ниже минус 35 °С) заливайте осевое масло марки С.
 

 

Для выемки польстера из осевого подшипника отверните пробку 21 и слейте масло из осевого подшипника, снимите крышку смазочной камеры и выньте коробку польстера с фитилем, отверните болты крепления корпуса польстера и выньте корпус польстера 13 из смазочной камеры.

Контроль диаметрального зазора во вкладышах производите при текущем ремонте ТР-3 и капитальных ремонтах, а также при одиночной выкатке колесных пар. При текущем ремонте ТР-3 и неплановых ремонтах допускается сборка блока при диаметральном зазоре в моторно-осевых подшипниках не более 1,2 мм. Разность зазоров левого и правого вкладышей не должна превышать 0,3 мм.

Максимально допустимый диаметральный зазор в моторноосевом подшипнике при эксплуатации не более 2 мм.

Осевой разбег тягового электродвигателя в колесно-моторном блоке в состоянии поставки 1,0—2,6 мм, при текущем ремонте ТР-3 и межпоездных ремонтах допускается 3,5 мм. Максимально допустимый осевой разбег тягового электродвигателя на колесной паре не более 5 мм. Замер осевого разбега производите щупом между торцами вкладыша и ступиц зубчатого колеса и колесного центра.

После сборки колесно-моторного блока и в условиях эксплуатации допускается диаметральный зазор в моторно-осевом подшипнике контролировать при снятой крышке польстера через окно во вкладыше. Минимальному зазору, равному 0,5 мм, соответствует прохождение щупа посередине вкладыша 0,4 мм, а максимальному зазору — 0,8 мм. Для уменьшения погрешности в замерах при зазоре более 0,7 мм рекомендуется пользоваться наборными щупами. Щуп должен проходить по дуге не менее 100 мм от торца окна вкладыша.

Нагрев осевых подшипников электродвигателей может происходить из-за плохого состояния польстера (загрязненный фитиль или неправильная сборка и установка), недостаточного количества масла в резервуаре подшипника, несоответствия сорта смазки времени года, недостаточного зазора в подшипнике, большой разницы в зазорах подшипников, попадания песка или других посторонних предметов в подшипник.

В случае нагрева осевых подшипников электродвигателей руководствуйтесь следующим. Если нагрев подшипников происходит при движении с поездом, ослабьте болты крепления крышек подшипников, а также болты уплотнительных полуколец хомута со стороны коллектора электродвигателя и следуйте в депо. Запрещается применять при повышенных нагревах подшипников охлаждение маслом, водой или воздушной струей во избежание появления трещин в оси.
 

Во избежание изгиба колесных пар при нагреве медленно перекатывайте тепловоз по путям до достижения нормальной температуры осевых подшипников электродвигателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..