Кран машиниста (рис. 33), предназначенный для управления
прямодействующими и непрямодействующими тормозами грузовых и
пассажирских поездов, состоит из следующих пяти частей: верхней
(золотниковой), средней (зеркало золотника), нижней (уравнительной) ,
редуктора (питательного клапана) и стабилизатора (дросселирующего
клапана).
Верхняя часть крана машиниста состоит из золотника 37, крышки 36 и
стержня 38, через который золотник соединен с ручкой 40. Разрезная
головка ручки 40 надета на квадрат стержня 38 и закреплена винтом 7, а
сверху прижата гайкой 41. В ручке помещен кулачок, который прижимается
пружиной к градационному сектору и фиксирует ручку в основных ее
положениях. Стержень 38 в крышке уплотняется манжетой 42 и со стороны
полости золотника упирается в шайбу 43.
Выступ золотника 37 входит в соответствующий паз нижнего конца стержня
38, чем обеспечивается соединение этих деталей только в определенном
положении. Золотник к зеркалу прижимается пружиной 39. Для смазывания
золотника в процессе эксплуатации без разборки крана машиниста в крышке
36 имеется отверстие, закрываемое пробкой 8. Смазка стержня 38 и манжеты
42 осуществляется через осевое и радиальные отверстия в стержне.
Средняя часть крана состоит из корпуса 35, верхняя выступающая часть
которого является зеркалом для золотника 37. В корпусе средней части
запрессована втулка 64, являющаяся седлом для обратного клапана, который
состоит из стержня 63, прокладки 62 и гнезда 61.
Нижняя часть крана машиниста состоит из корпуса 34 с запрессованной
втулкой 31, уравнительного поршня 30, уплотненного резиновой манжетой 32
и латунным кольцом 33, и выпускного клапана 27, который пружиной 26
прижимается к втулке 31, являющейся седлом для этого клапана. Вторым
концом пружина 26 через шайбу 25 упирается в цоколь 22, уплотненный
резиновой прокладкой 23. Хвостовик выпускного клапана 27 уплотняется
резиновой манжетой 24.
Для предупреждения от загрязнения питательного клапана 52 редуктора в
канале корпуса 34 помещен фильтр 48, состоящий из пистона и сетки. Для
крепления крана машиниста в кабине машиниста имеется шпилька 29 с гайкой
28. Верхняя, средняя и нижняя части крана машиниста соединены через
резиновые прокладки 45 и 47 с помощью четырех шпилек и гаек. Положение
крышки 36 относительно корпуса 35 средней части фиксируется контрольным
штифтом 44.
Для предупреждения уменьшения сечения отверстий в прокладках в корпусе
установлены ниппели 46. Присоединение трубы от уравнительного резервуара
производится с помощью угольника 4, ввернутого в корпус 34 с резиновой
прокладкой 5 и накидной гайкой 6. С отростками труб от питательной и
тормозной магистралей кран машиниста соединен через резиновые прокладки
1 с помощью фланцевых колец 2 и накидных гаек 3.
Для устранения шума в кабине машиниста тепловоза при экстренной разрядке
тормозной магистрали в корпусе 34 имеется резьбовое отверстие для
присоединения атмосферной трубы. Второе атмосферное отверстие
предназначено для выпуска воздуха из тормозной магистрали при служебном
и экстренном торможениях.
Стабилизатор состоит из корпуса 13 с запрессованной втулкой 14, крышки
18 и диафрагмы 16 диаметром 50 мм.
В верхней части находится возбудительный клапан 12
и прижимающая его пружина 11. В корпусе 13 для сообщения уравнительного
резервуара с атмосферой имеется ниппель 15 с калиброванным отверстием.
Снизу на диафрагму 16 через упорную шайбу 17 действует пружина 20,
которая вторым концом упирается в регулирующий винт 21, закрепляемый
после регулировки контргайкой 19. К корпусу крана машиниста стабилизатор
прикреплен через резиновую прокладку при помощи шпилек и гаек.
Редуктор состоит из верхней части корпуса 53, в которой запрессована
втулка 54, питательного клапана 52, прижимаемого пружиной 51 к втулке,
являющейся для него седлом. Вторым концом пружина 51 упирается в крышку
50. Между верхней частью 53 корпуса и нижней 56, соединенными на резьбе,
зажата металлическая диафрагма 55. Снизу на диафрагму через центр 58 и
упорную шайбу 57 действует пружина 59, которая вторым концом через
такой же центр упирается в винт 60, регулирующий
усилие пружины.
К корпусу нижней части крана редуктор прикреплен через резиновую
прокладку с помощью шпилек и гаек.
Кран машиниста имеет следующие положения:
I — зарядка и отпуск;
II — поездное с автоматической ликвидацией сверхзарядки;
III — перекрыща без питания тормозной магистрали;
IV — перекрыша с питанием тормозной магистрали;
VA — перекрыша со снижением давления воздуха в тормозной магистрали;