Воздух, пройдя из компрессора последовательно четыре главных резервуара
и маслоотделитель, подводится к крану машиниста и к крану
вспомогательного тормоза. Давление воздуха в главных резервуарах н во
всей питательной сети должно быть в пределах 0,75—0,85 МПа (7,5—8,5
кгс/см2) и контролируется показанием манометра MHL Далее воздух
поступает через кран машиниста в тормозную магистраль и уравнительный
резервуар, а из тормозной магистрали — в воздухораспределитель и
запасный резервуар. В зависимости от положения ручки крана машиниста и
от затяжки пружины редуктора этого крана создается определенное давление
в тормозной магистрали, уравнительном и запасном резервуарах, которое
контролируется показанием манометров МН2 и МН3.
Редуктор крана машиниста (при поездном положении его ручки) должен быть
отрегулирован на поддержание давления в магистрали 0,53—0,55 МПа
(5,3—5,5 кгс/см2) для грузовых поездов и 0,5—0,52 МПа (5—5,2 кгс/см2)
для пассажирских.
Для торможения тепловоза и поезда ручку крана машиниста перемещают в
тормозное положение, снижая давление в уравнительном резервуаре и
тормозной магистрали не менее чем на 0,06 МПа (0,6 кгс/см2). При этом
воздухораспределитель разобщит тормозные цилиндры с атмосферой и сообщит
запасный резервуар РВ3 с дополнительным резервуаром РВД и краном
вспомогательного тормоза КВТ, который приходит в действие и обеспечивает
наполнение всех тормозных цилиндров тепловоза воздухом из главных
резервуаров. Дополнительный резервуар РВД служит для обеспечения
устойчивой работы воздухораспределителя при торможении. Давление воздуха
в тормозных цилиндрах при полном торможении краном машиниста должно быть
0,38—0,42 МПа (3,8— 4,2 кгс/см2).
Для отпуска тормоза ручку крана машиниста перемещают в первое (отпуск и
зарядка) или во второе (поездное) положение. При этом воздух из главных
резервуаров (питательной магистрали) поступает в тормозную магистраль,
повышая в ней давление, в результате чего воздухораспределитель через
кран вспомогательного тормоза сообщает тормозные цилиндры с атмосферой,
а запасный резервуар с тормозной магистралью, производя полный или
ступенчатый отпуск в зависимости от режима торможения.
При торможении локомотива краном вспомогательного тормоза воздух из
главных резервуаров поступает через кран вспомогательного тормоза в
тормозные цилиндры. Значение давления воздуха в тормозных цилиндрах
будет зависеть от положения ручки крана. Максимальное давление при этом
должно быть 0,38— 0,4 МПа (3,8—4 кгс/см2), контролируемое показанием
манометра МН4. Для отпуска тормозов локомотива ручку крана поворачивают
по часовой стрелке.
Для следования тепловозов в нерабочем состоянии в поезде или сплотке
предусмотрено специальное оборудование: обратный клапан с фильтром ЗОФ и
разобщительным краном, установленными на трубе, соединяющей питательную
и тормозную магистрали, и разобщительный кран КР22, установленный на
трубе, соединяющей четвертый и третий главные резервуары.
На работающем тепловозе кран при обратном клапане должен быть закрыт, а
кран на трубе между главными резервуарами открыт, а при следовании
тепловозов в нерабочем состоянии наоборот. В этом случае питание
главного резервуара воздухом происходит из тормозной магистрали через
обратный клапан с фильтром.
Положение кранов тормозной системы при различных вариантах работы
тепловоза представлено в табл. 1.