Системы и узлы,
обеспечивающие работу дизеля тепловоза
ТЭМ2У
Система регулирования температур воды и масла дизеля тепловоза ТЭМ2У
Система регулирования температур воды и масла
дизеля и воды, охлаждающей наддувочный воздух. Автоматическое
регулирование . Такое регулирование обеспечивает наиболее экономичную и
долговечную работу дизеля независимо от нагрузки и температуры
окружающего воздуха. Система автоматического регулирования (рис. 19)
включает в себя восемь однопредельных
датчиков-реле температуры (термореле) типа Т35В2-03.2, установленных на
трубопроводах, отводящих воду и масло из дизеля, и на трубопроводе,
подводящем воду к воздухоохладителю, и электропневматические приводы
жалюзи.
Термореле отрегулированы на следующие пределы срабатывания: по воде
дизеля: 76 °С — открытие жалюзи, 84 °С — включение
вентилятора, 88°С — сброс нагрузки; по маслу
дизеля: 67°С — открытие жалюзи, 76 СС — включение вентилятора, 80 °С —
световая сигнализация; по воде, охлаждающей наддувочный воздух: 40 °С —
открытие жалюзи, 55 °С — включение вентилятора.
Рис. 19. Автоматическое регулирование температур
охлаждающих сред дизеля (схема комбинированная функциональная):
1-датчик-реле Т35В2-03.2 — при температуре масла дизеля 80 °С включается
световой сигнал «Перегрев масла дизеля»; 2 — датчик-реле температуры
воды дизеля (при температуре 88 °С — сброс нагрузки); 3 — датчик-реле
температуры воды дизеля (при температуре 84 °С — включение вентилятора);
4 — секции воды дизеля; 5 — электропневматический вентиль; 6 —
датчик-реле температуры воды дизеля (при температуре 76 °С — открытие
боковых и верхних жалюзи); 7 — датчик-реле температуры воды, охлаждающей
наддувочный воздух — открытие жалюзи при температуре не ниже 40 °С); 8 —
секции воды, охлаждающей наддувочный воздух; 9 — датчик-реле температуры
воды, охлаждающей наддувочный воздух (при температуре 55 °С — включение
вентилятора); 10 — датчик-реле температуры масла дизеля (при температуре
67 °С — открытие боковых и верхних жалюзи); 11 — датчик-реле температуры
масла дизеля (при температуре 76 °С — включение вентилятора); 12 —
секции масла дизеля; а — жалюзи воды дизеля; б — жалюзи верхние; в —
муфта вентилятора; г — жалюзи воды наддувочного контура; д — жалюзи
масла дизеля
Регулирование температуры воды и масла дизеля осуществляется следующим
образом. При достижении температуры воды 76 °С, а масла 67 °С
открываются жалюзи. При возрастании температуры воды до 84 °С, а масла
до 76 °С включается вентилятор. Если температура продолжает расти,
необходимо уменьшить нагрузку на дизель во избежание срабатывания защиты
дизеля от перегрева. При температуре воды 88 °С происходит сброс
нагрузки, а при температуре масла 80 °С включается сигнальная лампа
«Перегрев масла дизеля».
Температура воды, охлаждающей наддувочный воздух, регулируется следующим
образом. При достижении температуры воды 40 °С открываются боковые
жалюзи наддувочного контура, а при достижении температуры воды 55 °С
включается вентилятор. Включение датчика-реле температуры,
отрегулированного на температуру срабатывания 55°С, происходит с 6-й
позиции контроллера.
При понижении температур охлаждающих сред дизеля на величину зоны
нечувствительности датчиков-реле температуры, составляющей 3—6°С,
происходит отключение вентилятора и закрытие жалюзи. При неисправности
автоматики регулирования температуры воды и масла дизеля, а также воды,
охлаждающей наддувочный воздух, ее следует отключить и регулирование
производить с пульта управления при помощи тумблеров.
При понижении температуры воды наддувочного контура до 15—20 °С подогрев
ее производить в соответствии с указаниями подпункта «Особенности
регулирования температуры масла и воды в зимнее время при отключенной
автоматике».
Термореле обеспечивает установленные пределы срабатывания с отклонением
±1,5°С.
При неисправности элементов систем автоматического и дистанционного
управления (аварийный режим) открытие или закрытие жалюзи, включение и
отключение вентилятора осуществляют вручную. Включение муфты привода
вентилятора должно производиться плавно, без рывков.
Ручное регулирование посредством дистанционного управления холодильником
при отключенной автоматике. Ручное регулирование осуществляют с пульта
управления посредством тумблеров. При включении одного из тумблеров
включаются соответствующие жалюзи или вентилятор. При работе тепловоза
следует поддерживать температуру по показанию термометров, установленных
на пульте управления, в следующих пределах:
воды на выходе из дизеля не выше 88 °С
(рекомендуемые пределы температур 70—85 °С). При температуре воды 85 °С
вентилятор должен быть включен;
масла на выходе из дизеля не выше 80 °С (рекомендуемые пределы
температур 65—75°С). При температуре масла 76°С вентилятор должен быть
включен;
воды, охлаждающей наддувочный воздух, не выше 65 °С при температуре
наружного воздуха 40 °С.
Нормальный температурный режим воды и масла поддерживается путем
открытия жалюзи и включения вентилятора.
Особенности регулирования температуры масла и воды в зимнее время при
отключенной автоматике. На регулирование температуры масла и воды в
зимнее время при отключенной автоматике следует обратить особое
внимание, так как при низкой температуре окружающего воздуха и неумелой
регулировке происходит замораживание воды и застывание масла в секциях
холодильника. Регулирование температуры воды и масла в зимнее время
производите следующим образом. При температуре окружающего воздуха до
минус 10 °С все жалюзи (в том числе и верхние), как правило, должны быть
закрыты и открывать их следует тогда, когда температура масла и воды
начинает превышать нормальную, рабочую. Сообразуясь с температурой масла
и воды, сначала откройте верхние жалюзи, а затем водяные или масляные
или те и другие вместе. Если при открытых жалюзи температура не
снижается, включите вентилятор на период до установления нормальной
температуры воды и масла.
В случае замораживания воды или застывания масла в секциях, определяемых
по увеличению температуры воды и масла (вместо снижения), быстро
закройте все жалюзи. Момент отогревания секций определяйте ощупыванием.
Только после отогрева секций можно перейти на нормальную регулировку
температуры при помощи жалюзи. При температуре окружающего воздуха ниже
минус 10 °С на боковые жалюзи плотно навесьте утеплительные чехлы,
регулирование же температуры масла и воды производите при открытых
верхних жалюзи холодильника с частичным или полным открытием по всей
длине (горизонтально) клапанов, а при необходимости с частичным
открытием по всей длине (горизонтально) утеплительных чехлов. Как
правило, при включении вентилятора верхние жалюзи должны быть открыты.
При длительных стоянках тепловоза с неработающим дизелем утеплительные
чехлы должны быть полностью завешены, а жалюзи закрыты.
При понижении температуры воды, охлаждающей наддувочный воздух, до 20°С
для подогрева ее откройте вентиль 5(63) (см. рис. 15). При этом горячая
вода из дизеля через вентиль 5(76) будет поступать в контур системы
охлаждения наддувочного воздуха, подогревая ее, а холодная вода из
системы охлаждения наддувочного воздуха через вентиль 5(63) будет
перетекать в контур системы охлаждения дизеля.
Отключение подогрева воды наддувочного контура производите закрытием
вентиля 5(63). Так как подпитка водой системы наддувочного контура
осуществляется через вентиль 5(76) из контура системы охлаждения дизеля,
то указанный вентиль при работе дизеля всегда должен быть открыт.