ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ тепловозов ТУ6А и ТУ7

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы лесовозных железных дорог (Ю.Л. Шевченко, Д.Ю. Почтарь) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..

 



ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ тепловозов ТУ6А и ТУ7

В процессе эксплуатации электрооборудования необходимо регулярно проводить следующие мероприятия:

наружную очистку производить сухим обтирочным материалом или слегка смоченным в керосине; детали из изоляционных материалов и после обкатки протирать обтирочным материалом, смоченным в чистом бензине, а затем продуть сжатым воздухом;

внешний осмотр для определения надежности крепления и предварительной оценки состояния отдельных узлов, деталей, выводных концов (зажимов), подшипников электрических машин, приборов, состояние проводов и кабелей; при осмотре электрических машин проверять состояние коллектора и щеток, легкость вращения вала, его радиальной и осевой муфт, у стартера — вращение шестерни муфты свободного хода и др.; электрические аппараты (реле-регулятор) осматривать при снятой крышке, основное внимание уделять состоянию изоляции: провода с протертой, обгоревшей, поломанной или пропитанной изоляцией могут дать утечку тока, поэтому поврежденные места нужно изолировать или заменять провода.



Контакты контактора, контроллера и реле. Контакты контактора, контроллера и реле подвергаются механическому износу и электрическому обгоранию. Если токоведущие соединения затянуты неплотно, контакт нагревается и тепло передается

окружающим деталям, вызывая их коробление и даже оплавление. Масло, попавшее на контактную поверхность, собирает пыль. При работе контактора, контроллера и реле масляная грязь спрессовывается, создавая большое переходное сопротивление и перегрев контактов. Износ контактов вызывает отложение медной пыли на деталях, что снижает сопротивление и даже повреждает изоляцию. Иногда контакты прочно привариваются друг к другу. Это вызывается большим износом контактов, ослаблением или поломкой контактной пружины, медленным срабатыванием привода, скоплением грязи на контактных поверхностях.

Медные контакты должны быть чистыми и не иметь раковин, которые могут образовываться при размыкании токов большой силы. Если контакты сильно обгорели, раковины можно удалить напильником. Для зачистки серебряных контактов следует применять чистое безворсовое полотно, смоченное бензином. Выводить углубления, образовавшиеся на поверхности серебряных контактов, нет необходимости. При заточке любых контактов не следует применять наждачное полотно и стеклянную шкурку, так как они оставляют абразивные зерна на поверхности, что нарушает контакт.

Контроль за работой реле-регулятора производится по показаниям амперметра (вольтамперметра). Колебания тока при зарядке аккумуляторных батарей от генератора не должны превышать ±2,5 А (допустимы отдельные «скачки» силой тока до 5 А). Напряжение генератора, поддерживаемое реле-регулятором тепловоза ТУ7, должно составлять 27... 29 В при частоте вращения коленчатого вала дизеля выше 700 об/мин. У дизеля ЯАЗ-М204А при исправных и полностью заряженных аккумуляторных батареях (удельный вес электролита 1,285... ...1,295 зимой и 1,265... 1,275 летом) амперметр, учитывающий общий зарядный ток обеих батарей, должен показывать около 10...12 А, а при полузаряженных батареях 15... 16 А. Если амперметр при включеннных потребителях и исправном состоянии аккумуляторных батарей показывает чрезмерно большой зарядный ток, это свидетельствует о том, что регуляторы напряжения работают при повышенном напряжении. Необходимость частой доливки дистиллированной воды в элементы батареи или недостаточная их зарядка указывает на неисправную работу регуляторов напряжения. Прежде чем открыть реле-регулятор для регулировки при большом или малом токе зарядки, следует убедиться в исправности генератора, электропроводки и амперметра.

 

 

Генератор. Во время эксплуатации необходимо следить за чистотой генератора: на него не должны попадать грязь, вода, масло, топливо. Для этого необходимо периодически осматривать генератор и продувать его сжатым воздухом, предварительно сняв защитную ленту. Особенно тщательно нужно следить за чистотой коллектора, щеток, проводки и обмоток.
Давление сжатого воздуха для продувки генератора не Должно превышать 0,2 МПа. Если высота щеток стала у генератора Г-732Л (тепловоз ТУ7) менее 20 мм, а у генератора Г-270А (тепловоз ТУ6А) менее 8 мм, их следует заменить новыми. При замене щетки необходимо притереть к коллектору так, чтобы они прилегали не менее чем на 2/з своей поверхности. Притирку производят узкими полосками стеклянной бумаги, которую протягивают под щетками в направлении вращения якоря генератора. Щетки при этом должны быть прижаты только пружиной щеткодержателя.

Поверхность коллектора должна быть гладкой, полированной. Для ее очистки применяют мягкую, сухую, неворсистую ткань или замшу; для снятия с коллектора масла ткань слегка смачивают бензином. Если поверхность коллектора имеет небольшие неровности и обгорания, ее следует зачистить мелкозернистой стеклянной шкуркой (зернистость 100). При сильном износе или подгорании коллектор необходимо проточить, снимая минимально возможную стружку. При этом генератор разбирают полностью.

Скорость резания при протачивании не должна превышать
1,0... 1,5 м/с. Биение коллектора после его механической обработки не должно превышать 0,03 мм. После протачивания канавки между пластинами следует прочистить и удалить заусенцы с краев пластин. Изоляция между коллекторными пластинами при этом должна быть выбрана на глубину
0,5.. .1,0 мм.

Качество сборки генератора проверяют работой его в длительном режиме на холостом ходу. При установке электрического генератора на дизель 1Д12-400 необходимо проверить соосность его вала. При установке электрического генератора на дизель ЯАЗ-М204А необходимо следить за натяжением приводного ремня. При нормальном натяжении прогиб ремня в средней его части от усилия 0,5 кН будет составлять 15 мм. При недостаточном натяжении ремень следует подтянуть.

 

 

Электростартер. Для проверки состояния щеток и коллектора электростартер нужно снять. Все клеммы и наконечники проводов должны быть чистыми и всегда затянутыми.

Для безотказной работы электростартера и сохранности аккумуляторных батарей при пуске дизеля 1Д12-400 продолжительность его включения не должна превышать 4... 5 с, при пуске дизеля ЯАЗ-М204А —не более 20 ... 25 с. Более длительное включение может вызвать перегрев обмоток и выход из строя электростартера. Если после трех включений дизель не запустился, его следует осмотреть и устранить неисправность.

 

 

 

Аккумуляторные батареи. Подготовка батарей к эксплуатации проводится в соответствии с «Правилами эксплуатации стар-терных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей».

Сила тока подзаряда при работе вспомогательного генератора зависит от степени разряженности батарей после запуска

дизеля. После начала работы вспомогательного генератора сила тока подзаряда составляет 10...40 А, а затем по мерс подзаряда батареи и возрастания напряжения на зажимах аккумуляторов постепенно уменьшается до 5 А. Таким образом, небольшая сила тока подзаряда 10 А служит косвенным показателем того, что батарея находится в заряженном состоянии.

Для надежной и безотказной работы батареи и продления срока ее службы необходимо повседневно следить за ее состоянием и устранять неисправности. Батареи нужно тщательно осматривать каждые 3 дня. При осмотрах необходимо выполнять следующие проверки.

1. Уровень электролита во всех банках батареи. Если уровень ниже чем 15 мм над щитком, следует долить дистиллированную воду. Нельзя вместо дистиллированной воды доливать электролит, так как это приведет к повышению плотности электролита. Одновременно проверяют целостность эбонитовых банок. Необходимость постоянного контроля уровня электролита вызывается его испарением от воздействия высоких температур и при подзарядке.

Доливать электролит в аккумуляторы разрешается только в тех случаях, когда снижение уровня произошло вследствие утечки (выплескивания). При приготовлении электролита кислота заливается в воду, а не наоборот.

2. Удельный вес электролита (плотность) во всех банках. Если плотность электролита в отдельных банках выше нормы, ее следует снизить до установленной величины доливкой дистиллированной воды. При отсутствии специальной дистиллированной воды можно использовать дождевую (снеговую) воду, собранную в стеклянную, керамическую или пластмассовую емкость. Если плотность ниже нормы, ее следует повысить доливкой электролита. Плотность измеряется ареометром.

Если у отдельных батарей плотность электролита значительно ниже, чем у остальных, то их нужно подзарядить от подзарядной станции в течение 2 ч. Если после этого плотность электролита не достигнет необходимой величины, такой аккумулятор следует заменить и сдать в ремонт.

3. Напряжение на зажимах всех аккумуляторов. Проверку нужно производить под нагрузкой, включив прожекторы и лампы, или произвести замер с помощью нагрузочной вилки. Если на отдельных аккумуляторах напряжение, а также плотность электролита будут значительно ниже, чем у других в группе, то их следует подзарядить отдельно от остальных аккумуляторов группы от подзарядной установки.

4. Состояние контактных зажимов. При ослаблении гайки подтянуть. Для очистки зажимов от налета окислов нужно снять соединительные кабели, очистить контакты и смазать их техническим вазелином, после чего поставить соединения.

5. Состояние вентиляционных отверстий в пробках аккумуляторов.

Наиболее частыми причинами неисправности батарей являются сульфатация пластин, короткие замыкания, наличие вредных примесей в электролите. Аккумуляторы нужно протирать сухой тряпкой от капель кислоты и пыли. Если в ящиках для аккумуляторов температура ниже 5°С, то батарею необходимо утеплять.

По условию работы на тепловозе аккумуляторные батареи все время находятся в заряженном состоянии, что вредно отражается на состоянии отрицательных пластин, приводя к потере емкости вследствие усадки активной массы. Для предотвращения этого явления батареи следует не реже одного раза в 6 мес разряжать в соответствии с «Правилами эксплуатации стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей».

Находящиеся в длительном бездействии заряженные батареи требуют особого обслуживания. Их нужно периодически (через 30 сут) подзаряжать током 10 А в течение 2 ч, корректируя уровень и плотность электролита.

Категорически запрещается соединять между собой даже на короткое время выводные зажимы батареи для испытания «на искру». .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..