ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЯ тепловозов ТУ6А и ТУ7

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы лесовозных железных дорог (Ю.Л. Шевченко, Д.Ю. Почтарь) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЯ тепловозов ТУ6А и ТУ7

 

 

Гарантийная работа дизеля может быть обеспечена при своевременном и качественном техническом обслуживании. Проверки и регулировки производят в соответствии с инструкцией и руководством по эксплуатации дизелей. Результаты осмотров, проверок, замены основных узлов и деталей заносят в формуляр дизеля.

При смене тепловозных бригад все узлы и агрегаты дизеля должны быть очищены, протерты и смазаны в соответствии с заводской инструкцией (руководством).

Обслуживание дизеля, проверки и регулировки тепловозов ТУ7 и ТУ6А должны производиться в соответствии с инструкциями «Дизели Д12. Руководство по эксплуатации» и «Двигатель ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 (описание и инструкция по эксплуатации)».

При появлении стуков и посторонних шумов при работе дизеля его необходимо остановить и установить причину неисправности.

 

 

 

Топливная система. Как правило, износ детален топливной аппаратуры зависит от загрязненности топлива и наличия в нем воды, поэтому при заправке важно обеспечить хорошую фильтрацию топлива. При загрязнении топливный бак и трубопроводы должны быть тщательно промыты дизельным топливом. Кроме того, промывка необходима при установке старого дизеля после переборки и замене непригодного масла.

Уменьшение или прекращение подачи топлива может быть вызвано наличием в топливной системе воздуха. Поэтому при всех неполадках в работе топливной аппаратуры необходимо прежде всего проверить, удален ли воздух из топливной системы.

Характерными признаками неисправности" топливной аппаратуры являются: появление черного дыма выхлопа, падение мощности, стуки при изменении нагрузки, неустойчивая работа при малой частоте вращения.

Ухудшение качества распыла топлива форсунками приводит к неполному его сгоранию в цилиндрах. Неудовлетворительная работа форсунок часто обусловлена попаданием воды и механических примесей в дизельное топливо. Наличие воды в топливе приводит к ухудшению сгорания его и вызывает коррозию топливной аппаратуры.

Механические примеси в топливе приводят к интенсивному износу топливной аппаратуры, а также к заклиниванию иглы в распылителе форсунки и плунжера в гильзе насоса. Некачественная работа форсунки может быть следствием ее разрегулировки, образования наростов нагара на соплах, разработки иглы в распылителе, нарушения плотности между уплотнительными конусами игл и корпусов распылителей и других причин.
 

Неисправности топливных насосов обнаруживают по дымности выхлопа на полной нагрузке, неустойчивой работе дизеля при малой частоте вращения, недостаточной мощности, стуку в топливных насосах, рывкам в работе дизеля при изменении нагрузки.

Незначительные заедания в системе управления рейкой топливного насоса и дизеля 1Д12-400 приводят к нарушениям частоты вращения дизеля. В топливной системе тепловоза ТУ7 иногда наблюдается частичное или полное отсутствие давления топлива в топочном коллекторе. Одной из причин этого является попадание воздуха в систему, особенно после длительной стоянки тепловоза, ремонта системы или нарушения плотности всасывающего трубопровода.

На работающем двигателе тепловоза ТУ7 на ощупь контролируют нагрев корпуса топливного насоса, а также пульсацию топлива в трубках высокого давления. Отсутствие пульсации топлива свидетельствует о самопроизвольном выключении секции насоса в результате заклинивания плунжера в гильзе.

Чрезмерная пульсация топлива в отдельных трубках вызывается заклиниванием игл форсунок в закрытом положении или при их заедании. Периодическое появление топлива в местах изгиба трубок высокого давления происходит от просачивания топлива по конусам со стороны форсунки или насоса. При утечке топлива исправная форсунка работает нечетко, вызывая неполное сгорание топлива и неравномерную нагрузку по цилиндрам. В этом случае крепят накидные трубки или заменяют трубки. Иногда наблюдается подтекание топлива по штуцеру насоса, которое не устраняется креплением накидных гаек. Чаще всего это бывает вследствие заклинивания плунжера в гильзе. В этом случае в трубке высокого давления, отходящей от этой секции насоса, наблюдается едва заметная пульсация.

 

 

Масляная система. При замене масла, а также при малейших сомнениях в чистоте масляной системы необходимо тщательно промыть дизельным топливом трубопроводы масляной системы, бак и фильтр.

Порядок промывки следующий: после слива масла удалить осадок на внутренних стенках бака, заправить в бак свежее масло (для ТУ7 30 л), нагретое до 80... 90 °С, прокачать систему смазки, запустить дизель и проработать в течение 5 мин на малой частоте вращения, затем слить отработанное масло и залить до нормы бак свежим маслом.

Запрещается: применять масла, не рекомендуемые инструкцией и руководством по эксплуатации дизелей; заполнять масляный бак выше верхней отметки, обозначенной на щупе; работать при понижении уровня масла ниже нижней метки щупа. Уровень масла периодически проверяют на «холодном» дизеле с помощью щупа.

 

 

Система охлаждения. В процессе эксплуатации и перед выездом из тепловозного депо необходимо следить за отсутствием течи в соединениях трубок и агрегатов, закреплением труб, своевременно подтягивая ослабевшие крепления и соединения.

При приемке проверяют уровень охлаждающей жидкости в водяных секциях холодильника (радиатора). Иногда течь воды происходит из-за появления трещин около отверстий в рубашках цилиндров. Резкие и частые изменения температуры охлаждающей жидкости являются причиной плохой работы системы охлаждения. Особенно опасен перегрев охлаждающей жидкости, приводящий к выходу из строя резиновых прокладок и появлению течи.

При ослаблении и провороте крыльчатки насоса на валу охлаждающая жидкость в системе быстро перегревается, несмотря на работу вентилятора холодильника. Такую неисправность обнаруживают по разнице температуры трубопровода, проверяя его на ощупь до и после холодильника.

Остановка дизеля при повышении температуры охлаждающей жидкости приводит к дальнейшему перегреву этой жидкости и даже к выбрасыванию ее в атмосферу. Поэтому нужно увеличить циркуляцию охлаждающей жидкости путем запуска подогревателя (без подачи топлива и при открытых соответствующих вентилях в системе охлаждения). После снижения температуры до 60... 70 °С дизель можно остановить.

Неисправности в системе охлаждения вызываются использованием в качестве охлаждающей жидкости «жесткой» или загрязненной воды.

Применять воду в зимнее время (даже горячую), особенно при безгаражном хранении, опасно, так как до открытия клапана термостата не будет циркуляции воды через радиатор. Во избежание этого в зимнее время рекомендуется применять жидкости с низкой температурой замерзания — этиленгликоле-вые смеси. Попадание в этиленгликолевую смесь топливносмазочных материалов не допускается.

Содержание воды в смеси с этиленгликолевой жидкостью существенно влияет на температуру ее замерзания, поэтому количество воды выбирают в зависимости от условий эксплуатации по таблицам, прилагаемым к той или иной марке этиленгликолевой смеси. Температура замерзания наиболее распространенной жидкости марки «40» приведена в табл. 8.2.

После продолжительной работы дизеля, особенно при использовании «жесткой» и грязной воды, на стенках рубашки двигателя и охлаждающих элементах холодильника образуются накипь и осадок. Из системы охлаждения тепловоза ТУ6А воду (охлаждающую жидкость) нужно слить сразу по окончании работы дизеля и заполнить ее раствором каустической соды в воде (из расчета 150 г соды на 1 л воды). Дизелю дают проработать в течение 8 ч, затем чтобы не успели отстояться взве-шенные частицы грязи, раствор из системы сливают и систему охлаждения тщательно промывают водой. Обращаться с каустической содой нужно осторожно, так как она сильно разъедает кожу, одежду, обувь.
 

 

8.2. Температура замерзания жидкости марки «40:

Содержание воды, %

Удельный вес при /=20 ’ С

Температура

замерзания,

°С

Содержание

воды,

Удельный вес при /=20" С

Температура

замерзания,

°С

0

1,114

— 12

40

1,079

—55

10

1,106

—30

50

1,068

—34

30

1,089

-67

60

1,057

—24

 



Для промывки системы охлаждения двигателя тепловоза ТУ7 нужно применять не каустическую соду, а раствор, содержащий 1 кг кальцинированной соды и 0,5 л керосина на 10 л воды. Заполнив этим раствором систему, запускают дизель и после его проработки в течение 20... 25 мин, с частотой вращения коленчатого вала 800...1000 об/мин, его останавливают и сливают раствор. После промывки водой систему заполняют охлаждающей жидкостью для последующей работы дизеля.

Для предотвращения коррозии рубашки и гильз цилиндров при прекращении эксплуатации дизеля на длительный срок полости системы охлаждения после промывки чистой водой и сушки необходимо залить горячим смазочным маслом, затем масло слить и дизель оставить в таком состоянии на весь период стоянки. Перед пуском дизеля после стоянки систему охлаждения промывают горячей водой. Засорившиеся секции холодильника тепловоза ТУ7 очищают продувкой паром давлением не более 0,08—0,1 МПа. Секции необходимо отделить от двигателя для предотвращения попадания в них ржавчины и шлака из водяной рубашки блока.

Коллектор промывают через отверстия в месте подсоединения трубопровода и заглушек. Накипь удаляют раствором следующего состава: 5% фосфорной кислоты, 2% хромового ангидрида и 93% воды. Для ускорения очистки от накипи раствор подогревают до 50...60°С. После 30 ... 40 мин промывки раствор вместе с частицами накипи сливают, а секции холодильников промывают горячей водой с добавкой 1 % каустической соды. Затем холодильник еще раз промывают сжатым воздухом, а снаружи очищают струей воды и обдувают сжатым воздухом.

 

 

 

Вентилятор. При эксплуатации тепловоза необходимо периодически проверять натяжение вентиляторных ремней, используя для этого динамометр, который прикладывают посередине расстояния между ведущим и натяжным шкивами. При усилии в 30 кН величина прогиба ремня должна быть 10. ..13 мм

для новых ремней и 18. ..20 мм для нзношенных у дизеля 1Д12 (тепловоз ТУ7) и 13... 19 мм от усилия 10 кг для дизеля ЯАЗ-М204 (тепловоз ТУ6А).

Новые ремни перед установкой должны быть подвергнуты предварительной вытяжке удельной нагрузкой 300 кН/см2 и подобраны по длине с помощью приспособления, состоящего из двух шкивов. К подвижному шкиву подвешивают груз определенной массы в соответствии с ГОСТ 1284—68. Максимальная разница между длинами комплектуемых ремней вентилятора не должна превышать 7,5 мм (у дизеля ЯАЗ-М204А 3 мм). Эксплуатация новых и изношенных ремней в комплекте не разрешается.

В процессе эксплуатации необходимо регулярно осматривать состояние ремней, предохранять их от попадания грязи и особенно смазки и растворителей. Масляные пятна нужно удалить бензином, после чего ремни протереть тряпкой. Образующуюся корку грязи на ремнях удаляют деревянной линейкой или тупой кромкой ножа, после чего их промывают теплой мыльной водой и просушивают.

В процессе эксплуатации необходимо следить за правильным расположением шкивов: их канавки должны находиться строго против друг друга. Надевать ремни нужно вручную, без применения ломиков, ключей и других инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..