Смена локомотивных бригад, как правило, производится на путях депо,
однако для маневровых тепловозов, а иногда и магистральных, приемка
тепловозов может происходить на станционных путях или на путях верхнего
склада. При приемке тепловоза машинист должен ознакомиться, как
отработал локомотив, какие были замечены неисправности и неполадки за
предыдущую смену и просмотреть «Журнал технического состояния
тепловоза».
После приемки тепловоза и до его сдачи в депо или сменной бригаде
машинист несет полную ответственность за состояние тепловоза и
содержание его механизмов и агрегатов в исправном состоянии.
При смене бригад на деповских или станционных путях сдающая бригада
обязана подготовить локомотив к сдаче, привести его в надлежащее
состояние, и в зависимости от условий частично или полностью
экипировать.
При приемке тепловоза в депо машинист должен проверить выполнение
записанного ремонта и убедиться в исправности всех агрегатов и систем
тепловоза, наличии смазки, топлива, песка, воды, инструмента, сигнальных
принадлежностей и противопожарного инвентаря.
При приемке тепловоза для сокращения времени осмотра придерживаются
определенного маршрута. Маршрут осмотра рассмотрим на примере тепловоза
ТУ7.
Осмотр начинают с кабины, где проверяют пульт управления,
контрольно-измерительные приборы, шкаф автоматики. Затем проверяют:
экипировку задних песочниц, при проходе вдоль тепловоза с левой стороны
заднюю тележку, карданную передачу, реверс-редуктор, соединительную
карданную передачу, переднюю тележку, передний ударно-тяговый прибор;
при подъеме на переднюю площадку экипировку передних песочниц. Осмотр
машинного отделения начинают с насосов вспомогательных систем дизеля,
затем проверяют топливную аппаратуру, блок электропневмовентилей,
карданный привод, дизель, гидропередачу, при обратном проходе экипировку
топливом, маслом и состояние аккумуляторных батарей
левой стороны.
При переходе на правую сторону по торцовой площадке осматривают секции
холодильника и жалюзи. Затем проверяют экипировку водой, состояние
привода вентилятора, генератора, компрессоров и их приводов, а также
уровень масла в гидропередаче, состояние экипажной части; карданов и
реверс-редуктора, а также приборы освещения на заднем буферном брусе и
исправность ударно-сцепного устройства.
По окончании осмотра тепловоза необходимо провести опытный пуск дизеля.
При приемке тепловоза должны быть проведены работы в объеме ежесменного
обслуживания. Обнаруженные во время приемки неисправности должны быть
устранены силами сдающей и принимающей бригад. Сменные бригады выполняют
следующие работы:
по дизелю и передаче — крепление гаек, смену болтов, шплинтов;
перестановку, замену труб, фланцевых соединений; устранение течи масла,
топлива, воды, утечки воздуха.
по экипажной части — очистку букс и колесных пар от грязи, смазку
буксовых направляющих, шарнирных соединений балансиров; крепление
сцепных устройств и путеочистителей; регулировку рычажной передачи,
смену изношенных тормозных колодок с регулировкой зазоров между бандажом
и колодкой; очистку воздушных форсунок, песочниц и установку песочных
труб; подтяжку гаек, смену шплинтов, болтов, гаек, пришедших в
негодность;
по электрооборудованию — обдувку и очистку электромашин, электроприборов
в доступных местах, смену изношенных щеток; осмотр и очистку деталей
реле контакторов и сопротивлений; устранение неисправностей в проводке,
арматуре освещения и сигнализации, очистку от окисления и загрязнения
аккумуляторных батарей.
Если неисправности у тепловоза не могут быть устранены силами бригад, то
машинист, принимающий тепловоз, должен поставить об этом в известность
дежурного по депо или заменяющего его работника. О приемке и сдаче
тепловоза должна быть сделана запись в «Журнале технического состояния
тепловоза».
Сдавая тепловоз в депо, машинист должен поставить его в указанном месте
и привести тепловоз в нерабочее состояние. Для этого необходимо:
поставить штурвал контроллера на нулевую позицию и остановить дизель,
при длительной стоянке поставить реверс в нейтральное положение;
отключить аккумуляторную батарею, выключить (если имеется) кнопку
«Масса»; осмотреть тепловоз и при наличии неисправностей записать их в
книгу ремонта; выключить все выключатели и кнопки на тепловозе; закрыть
все дверцы капота, окна и двери; затормозить тепловоз ручным тормозом;
запереть замки две-рей и ключи передать дежурному по депо. При
постановке тепловоза на периодический или подъемочный ремонт из систем
нужно слить воду и масло.