Блокировки, защитные устройства и
сигнализация тепловозов ТУ6А и ТУ7 (ТУ7А)
Пуск дизеля осуществляется только в нулевом
положении штурвала машиниста и при отключенной гидропередаче, что
обеспечивается наличием в схеме контактов контроллера, которые
замыкаются в определенном положении штурвала. Защита дизеля от пуска без
давления масла в главной магистрали осуществляется с помощью реле
давления РДМ. Реле предотвращает пуск дизеля без предварительной
прокачки масла в масляной системе и создания в ней необходимого давления
0,28 — 0,30 МПа.
Штурвал управления дизелем механически сблокирован с переключателем
реверса. Переключение реверса возможно только при нулевом положении
штурвала. В свою очередь штурвал может быть выведен из нулевого
положения только тогда, когда рукоятка переключателя переведена в
положение «Вперед» или «Назад». Когда рукоятка снята из гнезда, штурвал
оказывается запертым в нулевом положении. Переключение реверса
произойдет при условии, когда штурвал КМ1 и КМ2 переднего и заднего
пультов находятся на нулевой позиции. Гидропередача включается при
условии, когда полностью включен реверс, что обеспечивается наличием в
цепи включения блока управления БУ контактов включения реверса положения
«Вперед» и «Назад» КРП и КРЗ и выключателя конечного положения фиксатора
сервоцилиндра КФ. Гидропередача включается, когда штурвал контроллера
машиниста установлен на одну из рабочих позиций.
Для защиты от перегрева воды и масла дизеля и гидропередачи в
соответствующих системах установлены датчики температур. При достижении
температуры воды 85 °С срабатывает температурное реле РТВ2 и своими
замыкающими контактами запитывает цепь питания электропневматического
вентиля ВЖВ. Открываются жалюзи, закрывающие теплообменники охлаждения
воды.
При достижении температуры воды 90 °С срабатывает реле РТВЗ, запитывая
цепь питания вентиля ВМВ, включается вентилятор. В случае перегрева воды
выше 95 °С срабатывает реле РТВ1, разрывается цепь питания блока
управления гидропередачи. При этом обесточиваются электрогидравлические
вентили ВГП1 и ВГП2 — происходит слив масла из гидротрансформаторов,
тепловоз останавливается. Одновременно загораются лампочки ЛC7 и ЛС8
«Сброс нагрузки». Аналогично происходит открывание жалюзи масла дизеля.
При достижении критических температур масла дизеля и гидропередачи на
пультах управления соответственно загораются лампочки ЛС13, ЛС14 «Масло
дизеля», ЛС11 и ЛС12 «Масло гидропередачи». Во всех случаях машинист
должен уменьшить нагрузку на дизель.
Настройка реле температур и реле давления должна
соответствовать данным, приведенным в инструкции.
Предусмотрена также защита от превышения максимальной конструктивной
скорости тепловоза. При превышении максимальной конструктивной скорости
движения происходит отключение гидропередачи, а звуковой сигнал
предупреждает машиниста о необходимости снизить скорость тепловоза.
Включить гидропередачу в этом случае можно будет только после снижения
скорости движения тепловоза и установки контроллера в нулевое положение
с последующим переводом на рабочую позицию. Защита от токов короткого
замыкания электрических цепей осуществляется плавкими предохранителями.