ВОЗДУХОПОДАЮЩАЯ И ГАЗОВЫПУСКАЮЩАЯ СИСТЕМЫ тепловозов ТУ6А и ТУ7
Воздухоподающая система тепловоза предназначена для очистки поступающего
в цилиндры дизеля воздуха от содержащейся в нем пыли. На тепловозе ТУ7
она состоит (рис. 3.8) из двух воздухоочистителей и всасывающих
трубопроводов 3, соединенных с воздушными коллекторами дизеля
посредством рукавов 1 и хомутов 2. Воздухоочистители в сборе с бункерами
8 крепятся лентами к кронштейнам средней фермы капота тепловоза. Воздух,
засасываемый в очиститель через кармантприемник 10 воздухоочистителя,
вначале проходит очистку инерционным способом в циклонах 7, совершая
несколько интенсивных оборотов по винтообразным каналам вокруг труб. Под
действием центробежных сил крупные частицы пыли при этом через
пылесбрасывающие конусы 9 ссыпаются в бункер 8. Окончательно воздух
очищается, пройдя через фильтрующие пакеты проволочной навивки 11,
смоченной маслом. Пакеты уложены в две кассеты 6, расположенные в
верхней части воздухоочистителя. Проходя через кассеты, воздух
освобождается от мельчайших частиц пыли, прилипающих к навивке
проволочной канители, и поступает в воздушный коллектор дизеля.
Очистку и промывку воздухоочистителя необходимо производить через каждые
500 ч работы двигателя. Не допускается подсос постороннего воздуха в
местах соединений воздушного тракта. Воздухоочиститель очищают и
промывают
после отделения бункера и кассет от корпуса.
Кассеты и корпус необходимо промыть в дизельном топливе и при
возможности продуть сжатым воздухом. Бункер очищают от пыли и тщательно
протирают чистой ветошью, пропитанной дизельным топливом. Перед сборкой
очищенные кассеты опускают в масло на несколько минут, затем вынимают и
дают возможность маслу стечь. Войлочные кольца должны быть смазаны
солидолом и ровно уложены в свои гнезда. При установке воздухоочистителя
на тепловоз необходимо обеспечить плотность соединения головки фильтра с
всасывающим воздухопроводом.
В цилиндры дизеля ЯАЗ-М204А воздух подается
принудительно при помощи нагнетателя под избыточным давлением, что
необходимо для осуществления продувки, обеспечения хорошего наполнения
цилиндров и, как следствие, повышения мощности двигателя. В число
приборов и деталей для подачи воздуха в цилиндры дизелей ЯАЗ (рис. 3.9)
входят два воздушных фильтра 3, впускной трубопровод 5, нагнетатель 8 и
воздушная камера 9 блока цилиндров. Во время работы двигателя
нагнетатель всасывает воздух через воздушные фильтры и впускной
трубопровод и подает его в воздушную камеру блока цилиндров, откуда
воздух через продувочные отверстия гильз поступает в цилиндры. Воздушный
фильтр, устанавливаемый на дизель ЯАЗ-М204А, инерционно-масляного типа.
Входящий в фильтр воздух сначала движется вниз, а затем резко меняет
направление над поверхностью масла, находящегося в масляной ванне 2,
вследствие чего крупные частицы пыли, продолжающие двигаться по инерции
вниз, ударяются о поверхность масла, прилипают к ней и постепенно
погружаются в масло. Далее воздух проходит через смоченный маслом
фильтрующий элемент 1, задерживающий мелкую пыль, и через центральную
трубу 4 фильтра поступает во впускной трубопровод дизеля. В стенках
трубы 4 имеются отверстия, которые сообщают ее полость с пространством
между трубой и корпусом фильтра 3. Благодаря этому заглушаются шумы
вы-сокого тона (свист, шипение), возникающие при всасывании воздуха в
цилиндры.
В боковом патрубке у дизеля ЯАЗ-М204А установлена заслонка 6 для быстрой
(«аварийной») остановки дизеля, если он идет «вразнос», т. е.
увеличивает частоту вращения, несмотря на прекращение подачи топлива в
цилиндры.
Газовыпускная система предназначена для отвода отработанных газов и для
уменьшения шума. На рис. 3.10 показана газовыпускная система тепловоза
ТУ7. Она состоит из двух выхлопных колен 2, глушителя 3, выхлопной трубы
7 и сливных труб 8 и 9.
Отработанные газы дизеля от каждого выхлопного
коллектора по коленам 2 отводятся в глушитель, установленный в нише
топливного бака на асбоизолированных кронштейнах. Для уменьшения
местного нагрева топливного бака и передней стенки кабины глушитель и
выхлопная труба экранированы асбестовой изоляцией.
В глушителе газы расширяются, меняют направление, теряют скорость и
выбрасываются в атмосферу через выхлопную трубу 7. При работе дизеля на
малой частоте вращения вместе с газами выбрасываются частицы
несгоревшего топ-лива, которые удаляются из компенсаторов 1 и глушителя
3 через сливные трубы 8 и 9, с этой же целью глушитель установлен с
некоторым уклоном. Для предотвращения пропуска отработанных газов в
соединениях между фланцами выхлопного колена 2 и выхлопных коллекторов
дизеля и глушителя 3 установлены асбестовые прокладки.
При работе дизеля на максимальных частотах вращения газовыпускная
система сильно нагревается, в результате чего происходят температурные
расширения, которые поглощаются компенсаторами 1, установленными на
каждом выхлопном колене.
В целях противопожарной безопасного и предохранения обслуживающего
персонала от ожогов выхлопные колена 2 обматываются асбестовым шнуром и
покрываются массой из жидкого стекла. Сверху капота глушитель закрыт
кожухом 5.
В процессе эксплуатации на стенках выхлопных колен, глушителя и сливных
труб образуется нагар в виде несгоревших фракций топлива и масла. Для
предотвращения воспламенения нагара выхлопные колена, глушитель и
сливные трубы не-обходимо периодически снимать с тепловоза и прокаливать
и очищать от нагара.
Газовыпускная система тепловоза ТУ6А имеет аналогичную, но более простую
конструкцию. Глушитель представляет собой цилиндр с днищами, к которому
приварены выхлопная труба и специальный фланец крепления к выхлопному
коллектору двигателя.