Система смазки дизеля ЯАЗ-М204А

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы лесовозных железных дорог (Ю.Л. Шевченко, Д.Ю. Почтарь) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Система смазки дизеля ЯАЗ-М204А

 

 

 На дизеле ЯАЗ-М204А применена смешанная система смазки. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного и уравновешивающих валов, ось промежуточной шестерни привода механизма газораспределения, ось коромысел, вал шестерни привода нагнетателя, ось промежуточной шестерни привода масляного насоса, поршневые пальцы. К остальным деталям масло подается разбрызгиванием и самотеком.

Находящееся в нижнем картере масло (рис. 2.4) засасывается через маслоприемник шестеренчатым насосом 16 и подается через фильтр грубой очистки 3 к масляному радиатору 4, откуда масло поступает в центральный канал 7, расположенный в теле блока с правой стороны.

При засорении радиатора или повышенной вязкости масла перепускные клапаны 2 и 5 открываются и масло, минуя фильтр грубой очистки и масляный радиатор, идет непосредственно в канал 7, откуда по поперечным горизонтальным каналам направляется к коренным подшипникам. Затем оно поступает к шатунным пальцам и далее по каналам (сверлениям) в стержнях шатунов к поршневым пальцам для смазки трущихся поверхностей пальца и бобышки поршня.

Зеркало цилиндров смазывается маслом, вытекающим из зазоров шатунных подшипников и разбрызгиваемым при вращении коленчатого вала. К крайним подшипникам распределительного 9 и балансирного 8 валов масло поступает по вертикальным каналам в блоке цилиндров. Промежуточные подшипники распределительного вала смазываются маслом, поступающим из просверленного вдоль оси вала продольного канала, в который оно попадает из крайних подшипников.

Приводной механизм 11 клапанов и форсунок (оси, втулки, коромысла, пальцы соединительных вилок штанг) смазываются через продольный канал 10 в головке блока.

Масло, вытекающее из коромысел, смазывает торцы и стержни клапанов, роликовые толкатели коромысел и торцы толкателей форсунок. Кулачки распределительного вала смазываются маслом, стекающим в горизонтальную полость блока, а шестерни распределения — из просверленных в торцовых плитах блока отверстий, соединенных с полостями, в которых помещены распределительный и уравновешивающий валы. К подшипнику вала привода нагнетателя масло посту-пает по наружной трубке из заднего поперечного канала в блоке. Шестерни и подшипники нагнетателя и регулятор частоты вращения смазываются из полостей корпуса нагнетателя, в которые масло попадает из полости распределительного вала. Из полостей корпуса нагнетателя масло стекает в полость торцовых крышек нагнетателя. Для поддержания определенного уровня масла в нижней части крышек имеется перегородка. Из полостей крышек нагнетателя масло стекает

в нижние карманы картера нагнетателя и оттуда через два отверстия в стенке блока в картер двигателя.

Кроме фильтра грубой очистки 3, в систему смазки включен фильтр тонкой очистки 14, к которому масло поступает из заднего поперечного канала блока. Очищенное масло стекает в картер.

Масло заливают в картер двигателя через заливную горловину, расположенную на корпусе привода нагнетателя.

Масляный насос 15 шестеренчатого типа. В корпусе насоса имеется предохранительный клапан 16. При достижении давления масла на стороне нагнетания свыше 0,7 МПа клапан преодолевает сопротивление пружины и соединяет полость нагнетания с полостью всасывания. Это необходимо для предотвращения чрезмерно высокого давления в системе, если со-

Противление ее велико (в первую очередь, в период пуска двигателя в холодное время года, когда масло имеет большую вязкость).

В канале, выходящем на нижний торец блока, установлен клапан 1, ограничивающий максимальное давление в системе смазки до 0,3—0,35 МПа. В масляной системе установлен перепускной клапан 2. Когда разность давлений масла в фильтре грубой очистки и после масляного радиатора достигает 0,28 МПа, перепускной клапан открывается, и часть масла перепускается непосредственно к горизонтальному каналу, минуя фильтр и масляный радиатор. Величину давления масла в двигателе контролируют по показаниям манометра.

Масляный фильтр грубой очистки состоит из корпуса, стального колпака, фильтрующих элементов. Каждый из фильтрующих элементов представляет собой цилиндрический гофрированный стальной каркас, на который натянута латунная сетка с квадратными ячейками для прохода фильтруемого масла. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан.

Масляный фильтр тонкой очистки включен в магистраль параллельно и пропускает до 10 % масла. Фильтрующий элемент состоит из металлического каркаса, на котором сформована фильтрующая масса. Элемент установлен в стальной корпус.

Вентиляция картера предусмотрена для очистки картера и полости под крышкой головки блока цилиндров от продуктов сгорания. Картер сообщается с атмосферой через трубку, укрепленную на корпусе регулятора. Свежий воздух попадает в картер из воздушной камеры через зазоры между поршнями и гильзами, через стыки и пазы в маслосъемных кольцах и отверстия в поршнях. Нижнее пространство картера сообщается с пространством крышки головки циилиндров через полость картера маховика, верхнюю крышку и каналы рымов.

Масляный радиатор состоит из корпуса, секций и крышки. Он регулирует температуру масла в магистрали. Когда дизель горячий, вода охлаждает масло, а когда двигатель холодный (в период пуска и прогрева), вода нагревает масло.

 

 

 

 

Рис. 2.4. Схема системы смазки дизеля ЯАЗ-М204А:
1 — клапан, ограничивающий давление; 2 — перепускной клапан фильтра грубой очистки; 3 — фильтр грубой очистки; 4 — масляный радиатор; 5 — перепускной клапан масляного радиатора; 6 — коленчатый вал; 7 — центральный масляный канал блока; 8 — балансирныи вал; 9 — распределительный вал; 10 — продольный канал головки блока; 11 — приводной механизм коромысел, клапанов и насосов-форсунок; 12 — канал подвода масла к подшипнику промежуточной шестерни газораспределения; 13 — подвод масла к подшипнику привода нагнетателя; 14 — фильтр тонкой очистки масла; 15 — масляный насос; 16 — предохранительный клапан (в корпусе насоса)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..