Тепловоз ТУ6А представляет собой дизельный локомотив тележечного типа с
механической передачей. Он предназначен для вывозки леса по усам, а
также производства маневровых работ и грузовых и пассажирских перевозок
по узкоколейным железным дорогам с малым грузооборотом.
На рис. 1.6 показан продольный разрез тепловоза ТУ6А. Оборудование,
капоты и кабины у тепловоза ТУ6А расположены на главной раме, от которой
передается вертикальная нагрузка на тележки. На каждую тележку рама
опирается четырьмя скользящими опорами с резиновыми упругими элементами.
Тяговое усилие от тележек на главную раму передается через пятники
(шкворни). Шкворни передают только горизонтальные усилия и служат осью
поворота тележек. Рама тележки сварная, челюсти литые. На колесные пары
тележка опирается через рессорное пружинное подвешивание. Тележка
тепловоза ТУ6А унифицирована с тележкой тепловоза ТУ7 (ТУ7А).
Буксы колесных пар роликовые с упругими пружинными осевыми упорами.
Тормоза тележек — с односторонним нажатием колодок, для привода
тормозных рычагов применяются автомобильные тормозные цилиндры (два на
тележку) или тормозные автомобильные камеры. Ручной тормоз действует на
две колесные пары, расположенные под кабиной.
Установленная на тепловозе ТУ6А пятиступенчатая коробка передач
позволяет выбирать наиболее оптимальный режим движения локомотива в
зависимости от профиля пути.
Передний капот защищает оборудование от пыли и атмосферных осадков.
Кабина тепловоза металлическая, закрытого типа с боковыми открывающимися
дверями и окнами, опирается на главную раму через четыре упругие
резиновые опоры. В ней находятся все органы управления тепловозом. Для
обогрева кабины предусмотрен специальный отопитель. Перед сиденьем
машиниста установлен пульт управления с контрольными приборами, а также
краны и рычаги управления тормозами, дизелем, сцеплением, сигналами и
реверсом. Сиденье
машиниста удобное, регулируемое как по высоте, так
и по горизонтали. В кабине установлен шкаф машиниста. На передней стенке
кабины со стороны машиниста установлен вентилятор, который в зимнее в^емя
направляет поток теплого воздуха на окно, предохраняя его от замерзания,
а в летнее время используется для обдува воздухом машиниста. На стенке
кабины установлены аптечка и огнетушители.
Холодильник у тепловоза ТУ6А состоит из водяного радиатора; масляный
радиатор установлен в самом двигателе и омывается водой системы
охлаждения.
Тепловоз ТУ6А оборудован песочницами для подачи песка под первые по
направлению движения колесные пары каждой тележки. Тепловоз ТУ6А
выпускается с буферными сцепными приборами, но может быть оборудован и
автосцепкой.
За последние годы проведены работы по улучшению конструкции тепловоза
типа ТУ6А с целью повышения надежности его основных сборочных единиц.
Вместо дизеля ЯАЗ-М204А установлен более надежный и мощный дизель
ЯМЭ-236, за счет чего мощность увеличена с 93,5 кВт до 132,5 кВт и
повышена надежность работы дизеля. Усилена главная рама тепловоза. В
результате проработок создан тепловоз ТУ8, который прошел приемочные
испытания и рекомендован для промышленного производства.
Маневровые тепловозы работают в условиях безгаражной стоянки, где
ежедневная заправка охлаждающей жидкостью часто связана с определенными
трудностями, особенно зимой. В связи с этим, а также с учетом режима
нагрузки тепловоза ведутся проработки по применению на нем двигателя с
воздушным охлаждением.