УСТАНОВКА И СОЕДИНЕНИЕ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
С КОЛЕСНОЙ ПАРОЙ ТЕПЛОВОЗА
Обычно тяговые электродвигатели тепловозов размещают так, чтобы их валы
были параллельны осям
колесных пар. В этом случае, закрепив на валу
электродвигателя малое зубчатое колесо (шестерню), а на оси колесной
пары большое зубчатое колесо (см. рис. 248), получают простую зубчатую
передачу, посредством которой колесная пара приводится в движение.
Тяговые электродвигатели локомотивов имеют, к сожалению, внушительную
массу (около 3—5 т). Возникает вопрос: где и как их установить? Казалось
бы, на раме тележки, ведь она обрессорена и поэтому двигатели не будут
испытывать жестких ударов, возникающих при движении колес по неровностям
пути, например по стыкам рельсов. В конечном итоге это приведет к
уменьшению расходов на содержание и ремонт как пути, так и двигателя.
Пассажирские тепловозы ТЭП60, ТЭП70, ТЭП75 развивают значительные
скорости движения. Чтобы
снизить увеличивающееся с ростом
скорости воздействие локомотива на путь, масса тяговых электродвигателей
воспринимается только рамой
тележки. В этом случае принято говорить, что они имеют опорно-рамную
подвеску. Посмотрите на рис. 249 и 250. Вы видите, что в колесной паре
появилось довольно сложное промежуточное устройство. На участке между
колесами ось колесной пары охвачена полым валом (стальной трубой) не
вплотную, а с зазором. Полый вал «не падает» на ось, так как
удерживается жесткими опорами — двумя моторно-осевыми подшипниками,
укрепленными в корпусе тягового электродвигателя. Ведомое (большое)
зубчатое колесо насажено на полый вал, который в свою очередь соединен с
колесным центром шарнирно-упругими связями: ось колесной пары
непосредственного контакта с тяговым электродвигателем не имеет.
Вращающий, момент от двигателя передается по следующей цепочке: малое
зубчатое колесо — большое зубчатое колесо — полый вал — шарнирно-упругая
связь — колесный центр.