Описанные схемы фильтров более или менее похожи друг на друга и основаны
на улавливании твердых частиц с помощью фильтрующего элемента.
Центробежные очистители масла (центрифуги) с вращающимся ротором
работают по совершенно иному принципу. До сих пор была фильтрация, т. е.
процеживание через перегородку, размеры ячеек которой меньше размеров
улавливаемых частиц. Центробежная очистка в точном смысле слова не
является фильтрацией. Для отделения механических примесей от масла здесь
используется центробежная сила, которую приобретает твердая частица при
большой частоте вращения.
Так как плотность твердых частиц, содержащихся в движущемся масле, в
несколько раз больше плотности масла, то твердые частицы под действием
центробежных сил выделяются из потока масла в направлении действия этих
сил. Очень важно, чтобы такое выделение (сепарация) осуществлялось
достаточно эффективно и быстро. Этого можно достигнуть, если
центробежное ускорение твердых частиц во много раз превысит ускорение
свободного падения. В тепловозных маслоочистителях центробежного типа
твердые частицы испытывают «космические» перегрузки: их масса
увеличивается в 2500 раз и более! Для создания таких перегрузок
требуется очень большая частота вращения. Как же можно ее получить?
Вспомним, что вращение шара в первом реактивном двигателе, построенном
еще за 120 лет до нашей эры Героном Александрийским, происходило
благодаря двум трубкам (изогнутым в противоположные стороны), из которых
непрерывно вырывался пар: трубки играли роль постоянно действующих
ракет, реактивные силы которых и заставляли шар вращаться. Такой же
принцип использован для вращения главной детали центрифуги — ротора
(рис. 122). Ротор, состоящий из корпуса, крышки и двух вертикальных
трубок, в нижней части которых укреплены в диаметрально противоположных
точках два сопла, насаживается на неподвижную ось (стержень). Для входа
неочищенного масла в ротор нижняя часть его неподвижной оси сделана
пустотелой и снабжена тремя отверстиями (окнами). Как работает
центрифуга?
Неочищенное масло под давлением 0,78—0,98 МПа (8—10 кгс/см2),
создаваемым вспомогательным насосом (устанавливается дополнительно,
рис. 123), подводится к окнам неподвижной оси ротора и, поступая в
полость ротора, заполняет его. Затем оно через вертикальные трубки
ротора проходит к двум соплам. По истечении масла из сопел (см. нижнюю
проекцию, рис. 122) с большой скоростью создается реактивный вращающий
момент, и ротор начинает вращаться на своей оси с частотой вращения
более 6000 об/мин (на дизелях типа 10Д100). При вращении ротора масло,
протекающее через внутреннюю полость ротора, начинает испытывать
действие центробежных сил. Содержащиеся в масле тяжелые частицы, имеющие
большую плотность, чем масло, отбрасываются центробежной силой к
вертикальным стенкам корпуса ротора и откладываются на них (показано
точками). Ротор заключен в сварной корпус.
Схема включения центробежного маслоочистителя в масляную систему дизеля
10Д100 представлена на рис. 123. Очищенное масло, выброшенное через
сопла, попадает по трубе в поддон дизеля.
Центробежная очистка позволяет получать масло, почти полностью очищенное
от наиболее опасных тяжелых частиц и механических примесей.
Рис, 122. Центробежный фильтр очистки масла:
а — схема работы; б — схема устройства