Безаварийная и экономичная работа тепловоза окажется невозможной, если в
системе охлаждения будет циркулировать вода, по своему качеству не
отвечающая определенным требованиям.
Природные воды, как правило, не годятся для охлаждения дизеля, тзк как
они содержат механические прямее и (частицы глины, песка) и растворенные
соли. В среднем 1 т природной воды имеет 300—500 г примесей. Такая вода
вызывает коррозию металла, отложения накипи и шлама на охлаждаемых
поверхностях цилиндровых втулок, крышек и других деталей.
Коррозия разрушает детали дизеля, а накипь и шлам затрудняют передачу
тепла от металла к воде. Это вызывает перегрев деталей, повреждения и
более интенсивный износ их, снижает экономичность дизеля. Необходимо,
чтобы вода для системы охлаждения дизеля имела незначительное количество
солей, была свободна от взвешенных веществ и содержала
противокоррозионные присадки, в качестве которых применяются растворы
некоторых химических соединений (нитрит натрия, жидкое стекло,
каустическая сода и тринатрийфосфат).
В связи с этим для охлаждения дизелей тепловозов применяется конденсат
определенной жесткости, получаемый при охлаждении отработавшего пара
любой котельной установки с добавлением присадок.
Расход тепловозами воды в эксплуатации на испарение и утечки составляет
5—7 л на 100 км пробега.
Проследим путь воды в водяной системе тепловоза
(рис. 98). Когда начинает работать дизель, сразу же приходит в действие
и водяной насос, так как он связан с коленчатым валом шестеренной
передачей. При вращении рабочего колеса насоса охлажденная в
холодильнике вода центробежной силой (поэтому насос называется
центробежным) отбрасывается к стенкам корпуса насоса, откуда по трубе
нагнетается к дизелю. Охлаждая детали дизеля, вода нагревается и
поступает в водяные секции холодильника. Здесь температура воды
снижается на 2—10°С в зависимости от нагрузки дизеля и режима работы
вентилятора. Охлажденная вода снова возвращается к насосу и дизелю.