УПРУГАЯ (ГИБКАЯ) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В РЕГУЛЯТОРЕ
НЕПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ. ИЗОДРОМНЫЙ РЕГУЛЯТОР ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА
Между точкой А и серводвигателем разместим небольшой цилиндрик с
поршеньком (рис. 88). Как видно, в поршеньке сделаны маленькие
калиброванные отверстия, сообщающие противоположные полости цилиндрика.
В обеих полостях находится масло. Цилиндрик присоединен к поршню
серводвигателя, а поршенек цилиндрика — к рычагу АО В жесткой обратной
связи. Но не только этим отличается схема рис. 88 от схемы рис. 87. Мы
видим еще пружину, прикрепленную к рычагу АОВ. Это пружина-компенсатор.
( Компенсатор — от латинского слова compenso, что значит уравновешиваю,
возмещаю.)
Что же нового вносит это устройство в работу регулятора? А то, что
жесткая обратная связь превращается в упругую (гибкую). До начала
перемещения силового поршня в серводвигателе и в первый момент этого
перемещения работа регулятора подобна работе регулятора с жесткой
обратной связью, так как поршенек и его цилиндрик движутся совместно.
Это объясняется тем, что перетекание масла из одной полости в другую
происходит с большим трудом и очень медленно из-за значительных
сопротивлений в маленьких отверстиях поршенька. Поэтому золотник после
впуска масла в одну из полостей серводвигателя возвращается в среднее
положение, останавливая движение поршня серводвигателя, как описано
выше. Немного ранее того момента, как золотник возвратится в среднее
положение, масло в цилиндрике под влиянием пружины-компенсатора,
действующей на поршенек, преодолевая сопротивление в цилиндрике,
начинает переходить из одной полости в другую, и поршенек перемещается.
Перемещение поршенька вызывает перемещение муфты регулятора (точка О),
которая возвращается в свое первоначальное положение. Благодаря этому
при новой нагрузке грузы регулятора также займут снова первоначальное
положение, при котором равновесие наступит в тот момент, когда частота
вращения вала станет прежней.
Таким образом, при наличии гибкой обратной связи удается сохранить
постоянной частоту вращения вала дизеля при разных нагрузках. В
технической литературе поршенек с цилиндриком и компенсирующей пружиной,
превращающей жесткую обратную связь в гибкую, называется изодромом (
Слово «изодром» происходит от сочетания двух греческих слов: isos —
равный и d гот os — скорость (бег).), а сам регулятор — изодромным.
Рис. 88. Схема регулятора с гибкой обратной связью