Конструкция топливных насосов высокого давления на дизелях Д50, 2Д50, ПД1

  Главная      Учебники - Тепловозы     Как устроен и работает тепловоз. 3-е издание (В.А. Дробинский, П.М. Егунов ) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

ТОПЛИВНЫЕ НАСОСЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА

 

 

Конструкция топливных насосов высокого давления на дизелях Д50, 2Д50, ПД1

 

 


Возникает вопрос: каким же образом производится поворот плунжера вокруг вертикальной оси В—В во время его хода? Ведь число ходов плунжера в современных насосах доходит до 1000 в минуту и более.

Рассмотрим вкратце конструкцию секции насоса (рис. 77), установленного на дизелях Д50, 2Д50, ПД1. Этот насос имеет шесть секций (по числу цилиндров дизеля), которые устроены одинаково. Главными деталями каждой секции, обслуживающей отдельную форсунку, являются зна-комая нам плунжерная пара — плунжер и его гильза, а также нагнетательный клапан с пружиной и седлом.

Пружина прижимает клапан к седлу. Гильза плунжера укреплена в корпусе секции неподвижно, причем седло нагнетательного клапана опирается на верхний торец гильзы. Соприкасающиеся поверхности седла клапана и гильзы плунжера притираются, поэтому в этом месте создается надежное уплотнение и пропуск топлива при работе исключается.

Из предыдущего известно, что изменение подачи топлива насосом достигается поворотом плунжера. Конструктивно это выполнено так. На гильзу плунжера снизу надевается еще одна гильза, называемая поворотной. Чтобы эту гильзу можно было поворачивать, она имеет вверху зубчатый венец (сектор). Сектор находится в зацеплении с зубчатой рейкой, соединенной механизмом (состоящим из рычагов и тяг) с регулятором частоты вращения коленчатого вала. При перемещении рейки ее зубья заставляют поворачиваться поворотную гильзу. А как передается вращение плунжеру насоса?

На рис. 77 видно, что плунжер насоса снабжен в нижней части выступом-поводком, похожим на прямоугольную пластинку. В свою очередь поворотная гильза имеет здесь прямоугольные прорези (пазы), в которые входит выступ-поводок плунжера. Поворачиваясь, гильза упирается в поводок плунжера, заставляя и его поворачиваться. Но мы знаем, что плунжер должен поворачиваться «на ходу», т. е. он должен одновременно

свободно перемещаться вверх и вниз. Не препятствуют ли этому перемещению вырезы в поворотной гильзе? Нет, этого не происходит, так как пазы сделаны достаточно глубокими и позволяют плунжеру вместе с его выступом свободно перемещаться, не выходя из них.

В зависимости от направления хода зубчатой рейки поворотная гильза поворачивается в одну или другую сторону. Нижний конец плунжера, как это видно из рис. 77, оканчивается пуговкой, на которую сверху опирается шайба. Пуговка упирается в дно стакана — детали, напоминающей обычный стакан. Пружина прижимает плунжер ко дну стакана. Перемещение стакана ограничивается стопорным кольцом. Подвод топлива в над-плунжерное пространство осуществляется через оба окна А в гильзе плунжерной пары, а отсечка (перепуск) — через одно. Как видно из рис. 78, все шесть секций рассмотренного насоса установлены на одном картере, в котором смонтирован и кулачковый вал. Картер служит остовом всего насоса. Привод кулачкового вала от коленчатого вала дизеля осуществляется с помощью цилиндрических зубчатых колес. В отличие от рассмотренной конструкции секции топливных насосов других дизелей, например типа 10Д100, не имеют отдельного общего остова и укрепляются непосредственно в блоке дизеля. На этих дизелях всего имеется 20 индивидуальных топливных насосов (по два насоса на один цилиндр). Кроме того, их плунжеры в отличие от плунжеров насосов дизелей типа Д50 при нагнетании топлива движутся сверху вниз, так как кулачковый вал расположен также в блоке дизеля, но выше плоскости установки насосов на расстоянии примерно 32 см. Чтобы передать движение от кулачкового вала плунжеру индивидуального топливного насоса, приходится между ними (валом и насосом) размещать особое устройство, именуемое толкателем (рис. 79). Главными деталями его являются шток, ролик и возвратная пружина. Кулачки кулачкового вала нажимают на головку штока через ролик; при этом нижний конец штока (наконечник) давит на торец хвостовика плунжера топливного насоса. Обратное движение штока (подъем) осуществляется возвратной пружиной. Корпус топливного насоса и корпус толкателя соединены между собой и с блоком дизеля двумя болтами.


 

 

 

 

Рис. 77. Разрез секции топливного насоса тепловозного дизеля Д50

 

 

 

 

 

 

Рис. 78. Общий вид топливного насоса дизелей Д50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..