12.9. Электропоезда

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Технические средства железных дорог (Гундорова Е.П.) - 2003 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

12.9. Электропоезда


Для пригородного пассажирского сообщения на электрифицированных линиях используются электропоезда, состоящие из моторных и прицепных электровагонов. Мощность моторного вагона рассчитана на передвижение совместно с одним или двумя прицепными вагонами. В зависимости от размера пассажиропотоков поезда формируются из 4, 6, 8, 10 и 12 вагонов. На пригородных линиях, электрифицированных на постоянном токе, используют электропоезда серий ЭР1, ЭР2, ЭР22М, а для линий, работающих на переменном токе, — серий ЭР9П и ЭР9М.

Посадка и высадка пассажиров из вагонов электропоездов обычно производятся с высоких платформ. Электропоезда ЭР2 и ЭР9 имеют подножки и могут эксплуатироваться также на участках с низкими платформами. Все современные электропоезда имеют широкие раздвижные входные двери, управляемые машинистом с помощью сжатого воздуха.

Механическая часть вагонов состоит из кузова, тележек, сцепных приборов и тормозного оборудования. Сцепные приборы установлены на раме кузова. Для обеспечения большей плавности движения тележки имеют двойное рессорное подвешивание с особыми устройствами для смягчения толчков. На моторных вагонах электропоездов серий ЭР1, ЭР2, ЭР22 и ЭР9 установлено по четыре тяговых электродвигателя, имеющих опорно-рамную подвеску. В отличие от электровозных они имеют одностороннюю зубчатую передачу и вентилятор, расположенный на валу якоря.

В основном электрическое оборудование электропоездов аналогично оборудованию электровозов; для увеличения площади пассажирского помещения оно размещается под кузовом и частично на крыше вагона. Управляется электропоезд с помощью контроллера из кабины машиниста. Принципы управления тяговыми электродвигателями те же, что и на электровозе, однако в электропоез-дах предусматривается устройство автоматического пуска, где специальное реле ускорения обеспечивает постепенное выключение пусковых резисторов, или переключение выводов вторичной обмотки трансформатора с поддержанием заданного пускового тока.

14-вагонный электропоезд постоянного тока ЭР200, выпущенный Рижским вагоностроительным заводом в 1989 г. и имеющий конструкционную скорость 200 км/ч, (рис. 12.23), предназначен для пассажирского сообщения на линиях с высокоскоростным движением.

Для пополнения и обновления эксплуатационного парка электропоездов к их выпуску приступили ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» и ОАО «Демиховский машиностроительный завод». Электропоезда Торжокского завода получили обозначение ЭТ, а Демиховского — ЭД.

 

 

Новые скоростные электропоезда ЭД4МК, курсирующие на нескольких направлениях столичной магистрали, быстро завоевали признание пассажиров повышенной комфортностью, удобством, уровнем сервиса, технической оснащенностью. В состав поезда входят три вагона 1 класса с двухместными мягкими креслами, три 2 класса с двухместными и трехместными сиденьями и четыре вагона 3 класса с шестиместными мягкими диванами. Вагоны оборудованы биотуалетами, видеоаппаратурой, люминесцентным освещением, в составе — два буфета. На электропоездах применяется

унифицированная система автоведения поезда САВПЭ-М. В бортовой компьютер заложены график движения, предупреждения об ограничении скорости, необходимая информация для пассажиров по громкоговорящей связи и для «бегущей строки» в вагоне. Конструкционная скорость электропоезда, обращающегося на участках с напряжением в контактной сети 3000 В, составляет 130 км/ч.

На базе серийных составов постоянного тока ЭТ2 на Торжокском вагоностроительном заводе разработан электропоезд ЭТ2Л. Он имеет конструкционную скорость 130 км/ч. Поезд формируется из вагонов обычной и улучшенной планировки. В поезде имеется вагон-бар, экологически чистые туалеты, люминесцентные светильники. Данные электропоезда могут эксплуатироваться на направлениях в 200—250 км при наличии в расписании обычных электричек с остановками на всех промежуточных пунктах.

 

 

Электропоезд «Сокол»—качественно новое транспортное средство, предназначенное для эксплуатации на высокоскоростных магистралях. Поезд предназначен для эксплуатации на электрифицированных линиях переменного тока напряжением 25 кВ и постоянного — напряжением 3 кВ. Моторный состав поезда (базовый 12-вагонный вариант) формируется из четырех секций — по три вагона каждая. Трехвагонная секция имеет полный комплект тягового, тормозного и контрольного оборудования. Кузова вагонов изготовлены из алюминиевых сплавов. Все вагоны, кроме головных, имеют одинаковые внутренние размеры пассажирских салонов. Кузов вагона (цельносварной, цельнонесущий) разделен полом на две части: пассажирский салон и подвагонный отсек для оборудования. Конструкционная скорость электропоезда «Сокол» составляет 250 км/ч.

Электропоезд переменного тока ЭН3 с асинхронными тяговыми двигателями и рекуперативным тормозом разработан на предприятии ОАО НПО «Новочеркасский электровозостроительный завод». Поезд предназначен для перевозки пассажиров на пригородных участках, электрифицированных на переменном токе с напряжением в контактной сети 25 кВ, 50 Гц.

Десятивагонный поезд (основная составность) имеет четыре моторных, четыре головных и два прицепных вагона, сформированных из двух пятивагонных сцепов по схеме (Г + М + П + М + Г) + (Г + М + + П + М + Г). Возможно формирование поезда из девяти, восьми, семи и шести вагонов с двумя головными.
 

 

 

Асинхронный тяговый привод с электронной системой управления и рекуперативным тормозом позволяет сократить затраты на изготовление и эксплуатацию поезда. Вагоны электропоезда имеют 1004 места для сидения. Номинальная населенность с учетом мест для сидения и поездок стоя (из расчета пять человек на один кв. м свободной площади) составляет 2314 пассажиров. Система шумо-и теплоизоляции салонов выполнена с применением трудногорючих пеноуретанов, имеющих низкий коэффициент теплопередачи. Боковые стены облицованы панелями, которые в авиастроении используются для пассажирских салонов самолетов. Мягкие диваны имеют форму, соответствующую современным эргономическим требованиям. Салоны освещаются светильниками дневного света, образующими две линии по потолку над проходом.

Электропоезд рассчитан на конструкционную скорость 130 км/ч. Общая номинальная мощность 16 асинхронных тяговых электродвигателей типа НТА 350 — 5600 кВт. Масса тары поезда равна 528 т.

Прицепные вагоны могут выпускаться в двух вариантах: с обыкновенными салонами и с салонами люкс. В последних устанавливаются мягкие кресла и имеется бар. Экологически чистые туалеты, расположенные в головных вагонах, оборудованы умывальником, унитазом и зеркалом.

Сварной цельнонесущий кузов вагонов выполнен из продольных и поперечных элементов, на которые крепится стальная обшивка. Конструкция рамы кузова позволяет заменять автосцепку и поглощающий аппарат без выкатки тележек. В двухосных моторных тележках применены опорно-рамное подвешивание тяговых двигателей и опорно-осевой редуктор, соединенный с тяговым двигателем упругой муфтой.

Пульт управления блочного типа, его форма и конструкция позволяют одновременно наблюдать за средствами информации и впереди лежащим путем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..