АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГАЗОБАЛЛОННЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ РАБОТЫ НА СПГ

  Главная       Учебники - ГБО автомобиля      Газобаллонные автомобили (Е. Г. Григорьев) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГАЗОБАЛЛОННЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ РАБОТЫ НА СПГ
 

 


Газобаллонные установки для работы на СПГ в зависимости от способа питания также подразделяют на универсальные (газобензиновые) и специализированные (газовые). На газобаллонных автомобилях при этом устанавливают двигатели, оборудованные двумя автономными равноценными системами питания—бензинозой и газовой. Использование двух систем питания позволяет увеличить суммарный запас хода автомобилей и расширить сферы их применения. Вместе с тем при таком конструктивном решении нельзя получить оптимальные показатели автомобиля при работе на топливе одного из видов.

Газобаллонная установка содержит от четырех (автомоби-ли семейства ГАЗ) до десяти (автомобили семейства К?мАЗ) баллонов. Полезная вместимость одного баллона 50 л, максимальное рабочее давление в баллоне 20,0 МПа. При таком давлении тепловая энергия газа, содержащегося в одном баллоне, эквивалентна 10 л бензина. Запас хода автомобилей, работающих на СПГ, составляет 200... 250 км.

В связи с недостаточным развитием сети АГНКС на первом этапе целесообразно использовать газобаллонные автомобили универсального типа, обеспечивающие работу как на газовом, так и жидком топливе. Для обеспечения надежной работы двигателя ЗИЛ-5086.1000400 (ЭИЛ-138А) на бензине А-76 степень сжатия его не изменена (6,5). Запас хода автомобиля ЗИЛ-431610 (ЗИЛ-138А) при работе на бензине составляет 585 км.

В настоящее время на автомобильном транспорте применяют газобаллонные установки низкого (до 1,2 МПа) и среднего 1,2... 5,0 МПа давления. Такие установки используют в основном для городских автобусов на определенных линиях с заправкой от городской сети. Отдельные показатели этих автомобилей приведены в табл. 3.

Запас хода транспортных средств, оборудованных универсальными системами, недостаточно велик по сравнению с базовыми автомобилями и автобусами.

Необходимо учитывать непрерывное изменение рабочего давления по мере расходования газа кз баллонов, а также эффект снижения начальной температуры (эффект Джоуля — Томпсона) при дросселировании газа в первой ступени редуктора, особенно при давлениях выше 12 МПа. Так, например, в процессе редуцирования природного газа от давления 20 до 0,5... 1 МПа начальная температура газа понижается на 60... 70 °С.

При наличии влаги в газовом топливе в редукторе может образоваться ледяная пробка. Поэтому газобаллонные установки, работающие на СПГ, снабжены устройствами для подогрева газа перед редуктором, либо в них предусмотрен подогрев корпуса редуктора или зоны расположения клапана.

 

 

 

Таблица 3

 

Модель

Давление СПГ, МПа

Запас хода, км

ЗИЛ-431440 (ЗИЛ-130)

2,65

26

Икарус-260

0,56

15... 16

Икарус-260

2,5... 3,0

60 ...70

ЛиАЗ-677Г

0,55

7,0

 

 

 

При определении реального запаса хода газобаллонного автомобиля с рабочим давлением до 20 МПа необходимо учитывать сжимаемость газа Z (степень уменьшения объема) и изменение температуры газа в баллонах после заправки (табл. 4). Объем газа в расчетах приводят к определенным значениям давления и температуры.

Газобалонные установки для СПГ могут выполняться для работы не только на газе или бензине, но и на смеси двух топлив — запального дизельного и основного газового топлива.

Схема, основные конструктивные параметры и технические характеристики газобаллонных установок автомобилей семейств ЗИЛ и ГАЗ при использовании СПГ практически полностью унифицированы.

 

 


Таблица 4

Абсолютное

давление,

МПа

Сжимаемость Z газа при теыпературе, °С

—25

0

25

50

100

0,1

0,9075

1,0022

1,0922

1,1845

 

1,0

0,8803

1,0001

1,0733

1,1844

1,3684

2,0

0,8493

0,9558

1,0549

1,1568

1,3517

3,0

0,8183

0,9303

1,0373

1,1412

 

4,0

0,7873

0,9099

1,0198

1,1295

1,3360

5,0

0,7553

0,8833

1,0034

6,0

0,7243

0,8654

0,9871

1,1050

1,3225

8,0

0,6651

0,8248

0,9569

1,0832

1,3116

10

0,6167

0,7887

0,9319

0,0642

1,3028

15

0,5846

0,7420

0,9183

1,0380

1,2050

20

0,6319

0,7580

0,9048

1,0400

1,3030

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..