АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГАЗОБАЛЛОННЫЕ УСТАНОВКИ И ГАЗОВЫЕ ДИЗЕЛИ

  Главная       Учебники - ГБО автомобиля      Газобаллонные автомобили (Е. Г. Григорьев) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГАЗОБАЛЛОННЫЕ УСТАНОВКИ И ГАЗОВЫЕ ДИЗЕЛИ

 



В производственных объединениях ЗИЛ, ГАЗ и КамАЗ организовано производство газобаллонных автомобилей семейств ЗИЛ, ГАЗ и КамАЗ. Все модификации современных газобаллонных автомобилей, работающих на СПГ, выполнены по универсальной схеме. Их система питания приспособлена для работы двигателей на СПГ и бензине. Сфера применения газобаллонных автомобилей ограничений не имеет.

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ УСТАНОВОК

Особенностью газобаллонных автомобилей является наличие газобаллонной установки, которая представляет собой комплект газового, бензинового или дизельного оборудования, монтируемого на базовый автомобиль для обеспечения его работы как на газовом топливе, так и на бензине или дизельном топливе. В зависимости от вида газового топлива и его агрегатного состояния в газовых баллонах в настоящее время применяют в основном газобаллонные установки четырех типов, обеспечивающие хранение и использование в качестве моторного топлива для авто-мобильного двигателя СНГ; СПГ (низкого или среднего давления) и СжПГ.

В автомобилях, работающих на СжПГ, СНГ и СПГ низкого (среднего) давления, газ применяется только как топливо. На автомобилях, работающих на СжПГ, газ, хранящийся на борту при низкой температуре (—161 °С) в теплоизолированных криогенных сосудах, может дополнительно использоваться в качестве хладагента рефрижераторной установки.

Степень унификации газобаллонных автомобилей, работающих ка СНГ или СПГ, с базовыми автомобилями по основным агрегатам и системам двигателя, например по системе питания и зажигания, составляет 90... 95 %. Поэтому при переводе базовых автомобилей на газовое топливо не требуется их принципиально изменять, однако при переводе базовых автомобилей на газовое топливо необходимо решить ряд конструктивно-технологических задач:

обеспечить безопасное хранение газового топлива на автомобиле;

организовать рациональную подачу газа и смешение его с воздухом;

обеспечить удовлетворительные рабочие процессы смесеобразования и сгорания горючей смеси:

обеспечить безопасность автомобилей, а также соблюдать меры пожаро- и взрывобезопасности при эксплуатации.

Природный газ на автомобиле хранят в баллонах под высоким давлением (компримирование); в криогенных сосудах в жидкой фазе; в баллонах с адсорбентами, т. е.в обратимых накопителях на основе гидритов металлов.

В зависимости от способа питания двигателей газобаллонные автомобили подразделяются на универсальные и специализированные (газовые). На универсальных газобаллонных автомобилях, получивших наибольшее распространение, устанавливают двигатели, снабженные двумя равноценными автономными системами питания — бензиновой (дизельной) и газовой. Это способствует увеличению суммарного запаса хода автомобилей и расширению сферы их применения. Однако такие системы питания недостаточно эффективны с точки зрения рабочего процесса н реализации потенциальных характеристик газовых двигателей. Автомобильный двигатель в зависимости от применяемого типа топлива требует индивидуальной регулировки.

Важной особенностью газобаллонных автомобилей является то, что газ на автомобиле хранится под высоким давлением, а подают его в двигатель при давлении, близком атмосферному. Поэтому при проектировании и эксплуатации газовой аппаратуры основное внимание должно быть направлено на безопасность хранения, редуцирование газа и оптимизацию его подачи в соответствии с режимом работы двигателя.
 

Автомобильные газовые двигатели по способу воспламенения рабочей смеси можно классифицировать на два основных типа: с искровым зажиганием и с воспламенением от инициирующей (запальной) дозы жидкого топлива.

В соответствии с особенностями рабочего процесса двигателя автомобильные газобаллонные установки могут быть предназначены для переоборудования карбюраторных (с внешним смесеобразованием) двигателей и дизелей (с внутренним смесеобразованием), четырехтактных или двухтактных. На автомобилях наибольшее распространение получили установки с четырехтактными двигателями.

Если автомобильные газобаллонные установки предназначены для работы только на газовом топливе, то высокие антидетонационные свойства газового топлива используются в полной мере. Для подобных установок применяют двигатели с внешним смесеобразованием со степенью сжатия, достигающей 10... 12.

Для газобаллонных установок, снабженных бензиновой системой для резервного питания (однотопливные системы), применяют газовые двигатели со степенью сжатия, превышающей на 1... 2 единицы степень сжатия, оптимальную для бензина базового автомобиля. При работе газового двигателя на резервной системе питания его мощность составляет 50... 60 % мощности, полученной при работе на газовом топливе.

Для работы на газовом топливе и бензине (двухтопливная система) устанавливают двигатели, не форсированные по степени сжатия по сравнению с базовой моделью двигателя. Степень сжатия двигателя с двухтопливной системой ограничивается условиями бездетонационной работы на применяемом бензине.

При работе на дизельном или смешанном топливе (состоящем из жидкого и газообразного) для обеспечения газодизельного процесса степень сжатия, как правило, не изменяют. Газодизельные системы проектируют для работы на смешанном топливе во всем диапазоне эксплуатационных режимов. Эти системы обеспечивают автоматический переход газового дизеля с работы на смешанном топливе на работу только на дизельном топливе, что обеспечивает получение технико-эксплуатационных показателей, характерных для базовых автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..