ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА ЗА
РУБЕЖОМ
В развитых капиталистических странах Европы, в США и Японии суммарные
энергетические затраты на эксплуатацию всех видов транспортных систем
составляют от 13,3 до 24,5% совокупного потребления энергии всеми
отраслями национальной экономики. В США доля потребляемого автомобилями
нефтяного топлива составляет около 50 %.
Наибольшее распространение на автомобильном транспорте СНГ и СПГ
получили в Японии, США, Новой Зеландии и Канаде, а в европейских странах
— в Италии, ФРГ, Франции, Бельгии и Великобритании.
Использование СПГ является одним из важнейших направлений применения
альтернативных видов топлива, Национальные программы многих стран
(Италии, Новой Зеландии, США, Канады и др.), располагающих собственными
месторождениями ПГ или импортирующих газовые топлива из-за рубежа,
предусматривают перевод значительной части автомобильного парка на
топливо этого вида. Широкое распространение СПГ находит и на
автомобильном транспорте стран — членов СЭВ.
Масштабы использования ПГ в качестве топлива для автомобильных
двигателей в зарубежных странах зависят от соотношения цен на жидкое и
газовое топливо, а также от требований максимального использования
собственных ресурсов и сведения к минимуму зависимости от конъюнктуры
рынка на нефтепродукты.
Развитие газобаллонных автомобилей за рубежом осуществляется по линии
высокой специализации производства газовой аппаратуры и комплектующих
изделий, а также различного оборудования для АГНКС. Особенно характерен
высокий уровень специализации для фирм, производящих газовую аппаратуру.
Одна из ведущих фирм Италии —- «Ланди Ренцо» — выпускает газовую
аппаратуру для работы на СПГ и СНГ. Конструктивно оба типа аппаратуры
выполнены по универсальной схеме, т. е. обеспечивают полноценную работу
автомобиля на газе и бензине. В объёме выпуска фирмы аппаратура для
использования СПГ составляет 80 %. а СНГ 20 %.
В США принята программа переоборудования автомобилей на СПГ. На СПГ
переведены в основном автомобили сферы обслуживания, в том числе
грузовые и легковые автомобили, такси. Все автомобили изготовлены по
универсальной схеме питания. При использовании СПГ стоимость
эксплуатации снижается в
1,6 раза по сравнению с ее стоимостью при
применении жидкого топлива. При работе на СПГ срок службы автомобиля до
капитального ремонта увеличивается с 95,0 до 130 тыс. км. При годовом
пробеге автомобиля 20... 32 тыс. км стоимость установки оборудования для
питания СПГ окупается за счет экономии топлива через 2 ... о лет.
В США цена 1 м3 ПГ в 2,8 раза меньше цены 1 л бензина. Аналогичный
порядок цен на топливо характерен и для других стран. Разница в ценах на
бензин и газовое топливо в ФРГ составляет 25 %, в Австрии — 34 %, в
Италии — 38 % и в Нидерландах— 56 %.
Ведущее место в области использования газового топлива занимает Италия.
В этой стране перевод автомобилей на газовое топливо был начат еще в
тридцатые годы. В настоящее время в Италии насчитывается около 1 млн.
легковых автомобилей, работающих на газовом топливе, в том числе около
300 тыс. автомобилей работает на СПГ.
Потребление топлива нефтяного происхождения для пассажирских перевозок в
Италии составляет 65 %, а на долю грузовых перевозок приходится только
35 %. На газобаллонные автомобили в структуре парка Италии приходится
4,6 %, в том числе на автомобили, работающие на СПГ, 1,4 %. Общее
потребление СПГ и СНГ на автомобильном транспорте Италии составляет 3 %
(в том числе 1,2 % СПГ) общего количества газа, расходуемого отраслями
национальной экономики.
В Канаде стоимость СПГ ниже стоимости бензина в 2 раза. В этой стране
существуют и другие стимулы (налоговые льготы, государственная дотация в
размере 400 долл. на один автомобиль при переводе его на СПГ), делающие
экономически целесообразным использование СПГ в качестве автомобильного
топлива. В результате этого срок окупаемости затрат при переводе
автомобиля на топливо данного вида в Канаде составляет около одного
года.
За рубежом все более широкое распространение на автомобильном транспорте
получает газодизельный процесс, при котором в цилиндр подается два вида
топлива (газ и дизельное топливо). Подача дизельного топлива составляет
20... 30 % подачи, соответствующей режиму работы только на дизельном
топливе.
В ФРГ значительное распространение газового топлива на автомобильном
транспорте получило в 80-е годы. Предпочтение в этой стране отдают СНГ.
Автомобильный транспорт потребляет 25 мли. т СНГ, а к 1990 г.
потребление газового топлива планируют удвоить.
Особый интерес представляет опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей
в Японии, являющейся примером страны, не располагающей собственными
сырьевыми ресурсами для производства СНГ, но добившейся заметных успехов
в части эффек-тивного использования СНГ в различных отраслях экономики,
особенно на автомобильном транспорте. В Японии таксомоторный парк (свыше
300 тыс. автомобилей) работает на СНГ. Действует государственный
стандарт, регламентирующий состав и другие параметры СНГ для его
использования в зимний и летний периоды.
Нормы на СНГ, применяемый в качестве топлива для автомобильных дизелей в
Японии, приведены ниже.
Плотность в жидкой фазе при 15°С..............0,55 ...0,56
Температура парообразования, °С, не более:
при 95%.............................0
при 100%......................................+2
Давление паров при температуре 37,8"С, МПа . . 0,5... 0,85/0,3... 0,55