ОСНОВНЫЕ МОТОРНЫЕ СВОЙСТВА СНГ И СПГ

  Главная       Учебники - ГБО автомобиля      Газобаллонные автомобили (Е. Г. Григорьев) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ОСНОВНЫЕ МОТОРНЫЕ СВОЙСТВА СНГ И СПГ



К основным свойствам газов относят детонационную стойкость и теплоту сгорания в смеси с воздухом и теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания стехиометрической смеси. СНГ и особенно СПГ по детонационной стойкости превосходят лучшие сорта автомобильных бензинов.

Моторные свойства СНГ

 

 Свойства СНГ приведены ниже.

 

 

Бутан

Пропан

Бензин

Октановое число по исследователь­

 

 

 

скому (моторному) методу           

95(89)

112(96)

93(85)

Теплота сгорания стехиометриче­ской смеси, МДж/м!  

3,470

3,408

3,553

Теоретически необходимый объем

 

 

 

воздуха для сгорания топлива, м’/м*

 

 

 

(м*/кг)                

31,08(12,64)

23,98(12,81)

56,6(12,35)

Максимальная скорость распрост­

 

0,810

0,850

ранения фронта пламени, м/с . . .

0,825

Температура горения стехиометри­

 

 

 

ческой смеси, СС                          

2057

2043

2100

Коэффициент молекулярного изме­

 

 

 

нения при сгорании стехиометриче-

 

 

1,058

 

1,047

1,042

 

 

СНГ обладают сравнительно простыми структурами молекул, поэтому имеют более высокие октановые числа по сравнению с жидкими топливами нефтяного происхождения. Октановое число отдельных компонентов СНГ находится в пределах 85... 125. Влияние степени сжатия на мощностные и экономические показатели двигателя связано с высокой антидетонационной стойкостью газовых топлив. Детонационные характеристики газов и бензинов приведены в табл. 2.

Теплота сгорания характеризуется стехиометрическим составом смеси и теоретически необходимым количеством воздуха для ее полного сгорания.

 

 

 

Таблица 2

 

 

Топливо

Степень сжатия

Октановое число *

Пропан

10... 12

96 (112)

Бутан

7,5 ...8,5

89 (95)

Бензин А-76

6,5

76(-)

Бензин АИ-93

8,2

85 (93)

* Данные без скобок получены моторным методом, данные в скобках — исследовательским.




Стехиометрический коэффициент представляет собой массу (объем) воздуха, теоретически необходимого для полного сгорания топлива. При полном сгорании газ превращается в продукты полного окисления — углекислый газ и водяные пары:

 

 

 

 

 

Для полного сгорания пропана на одну его молекулу приходится 5 молекул кислорода, а бутана — 6,5 молекул кислорода. Содержание кислорода в воздухе, как известно, составляет 21,0 %. Поэтому для полного сгорания 1 м3 пропана требуется 24 м3 воздуха, а для бутана 31 м3. При сгорании СНГ необходимая масса (объем) воздуха всегда будет больше по сравнению с массой бензина. Верхний предел воспламеняемости пропан-бутановых смесей характеризуется содержанием 8,4 ... 9,9 % газа в воздухе, а нижний предел 1,8... 2,4 %, пределы воспламенения бензина в смеси с воздухом составляют соответственно 6,0 и 1,5 %- Таким образом, пределы воспламенения СНГ на 15... 25% выше по сравнению с бензином.

Теплота сгорания газового топлива не эквивалентна теплоте сгорания горючей смеси, поэтому законы аддитивности при расчетах не применимы. Для газообразных топлив теплота сгорания горючей смеси

 

 

 

 

Выделение теплоты на единицу массы у СНГ несколько больше, чем у бензина. Однако, если сравнивать выделение теплоты на единицу объема горючей смеси, то окажется, что при использовании СНГ оно снижается по сравнению с бензином на 6 ... 8%. С увеличением коэффициента а. теплота сгорания горючей смеси газовых топлив уменьшается в меньшей степени по сравнению с жидкими топливами.

При переводе двигателя с жидкого топлива на СНГ при одних и тех же режимах работы его мощность снижается. Причины этого явления связаны в основном с уменьшением: теплоты сгорания горючей смеси; коэффициента наполнения цилиндра; коэффициента молекулярного изменения при сгорании газообразных топлив.

Поскольку СНГ поступает в двигатель только в газообразном состоянии, то в результате уменьшения коэффициента наполнения снижается мощность двигателя. Наиболее заметно (5... 10%) снижается мощность двигателя при высокой частоте вращения коленчатого вала. При небольшой частоте вращения, когда объём заряда смеси, поступающей в цилиндры двигателя,

 

сравнительно невелик, заметного снижения мощности не происходит. Подогрев горючей смеси в газовых двигателях оказывает вредное воздействие на характеристики рабочего процесса. Поэтому его нецелесообразно применять в современных газовых двигателях.

Коэффициент молекулярного изменения при сгорании газовых топлив несколько меньше, чем у жидких топлив. Это приводит к снижению индикаторных показателей двигателя, в результате чего ухудшается эффективность его работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..