При нормальных условиях ПГ не может быть
получен в жидком состоянии. В жидкое или твердое состояние ПГ могут быть
переведены только при глубоком охлаждении, сопровождающемся
значительными затратами энергии. На рис. 4 показана кривая кипения
(конденсации) метана. В области температур и давлений, лежащих правее и
ниже кривой, метан находится в жидком состоянии (область 1) и границы
этой области определяют диапазон возможных условий получения и хранения
жидкого метана.
Охлаждаемый до температуры —161,7 °С метан при атмосферном давлении
переходит в жидкое состояние и уменьшается в объеме в 600 раз, плотность
СжПГ газа 0,7 кг/л. Температура кипения сжиженного метана составляет
—161,74 °С.
СжПГ можно транспортировать железнодорожным, автомобильным и водным
транспортом в специальных изотермических баллонах, а также по
изотермическим трубопроводам. Криогенную технологию хранения СжПГ на
автомобиле считают более перспективной, чем способы хранения в сжатом
виде.
Сжижают ПГ на специальных установках. Технология сжижения
предусматривает и операции очистки, осушки, отделения тяжелых
углеводородов, азота и других примесей. Номинальное рабочее давление в
криогенном баллоне автомобиля, работающего на СжПГ, в зависимости от
конструкции баллона составляет 0,07 ... 0,7 МПа.
Основными компонентами этого вида топлива являются метан (96... 97 %) и
азот (3... 4 %). Другие составляющие ПГ со держатся в сжиженном виде в
крайне незначительных количествах и ими можно пренебречь. Основные
физико-химические свойства СжПГ приведены ниже.
Молярная масса, кг/моль . 16,043
Газовая постоянная......................8,314
Плотность при температуре 0еС и давлении 0,1 МПа, кг/м* ... 0,7
Теплоемкость газа при температуре 15°С, кДж/кг................2,24
Температура, СС:
кипения...........................—161,74
затвердевания......... ...................—182,5
Критическое давление, МПа...................4,73
Критическая температура, С .................—82,61
Относительная плотность (плотность воздуха принята за I) , , , 0,554