ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГАЗОВОМУ АВТОМОБИЛЬНОМУ ТОПЛИВУ

  Главная       Учебники - ГБО автомобиля      Газобаллонные автомобили (Е. Г. Григорьев) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГАЗОВОМУ АВТОМОБИЛЬНОМУ ТОПЛИВУ

 



Для обеспечения необходимых технико-эксплуатационных показателей газобаллонных автомобилей, работающих на СНГ или СПГ, к газовому топливу предъявляют специальные требования.

 

Газ должен хорошо смешиваться с воздухом для образования однородной горючей смеси, обеспечивать высокую теплоту сгорания горючей смеси, не детонировать при сгорании горючей смеси. Содержание в газе веществ, способствующих нагарообра-зованию и загрязняющих систему питания, а также вызывающих коррозию деталей, должно быть минимальным. При сгорании горючей смеси вредных веществ должно образовываться минимальное количество. Наиболее полно этим важным требованиям отвечают СНГ и СП Г, применяемые в настоящее время на автомобильном транспорте в качестве топлива для автомобильных двигателей.

В состав СНГ входят преимущественно пропановые и бута-новые фракции, а также этан, этилен и другие компоненты. Тяжелые углеводороды, сера и ее соединения, различные механические примеси и влага относятся к загрязняющим веществам, поэтому их содержание в СНГ крайне нежелательно.

Основные компоненты СНГ позволяют формировать физикохимические и моторные свойства газового топлива. При применении пропана может быть обеспечено оптимальное давление насыщенных паров в газовой смеси, что особенно важно для эксплуатации газобаллонных автомобилей в различных климатических условиях и в разное время года. По этой причине пропан является желательным компонентом СНГ. Бутан относят к числу обладающих высокой теплотой сгорания и легко сжижаемых компонентов СНГ. Однако из-за низкого давления насыщенных паров бутан в нашей стране в чистом виде в качестве моторного топлива не применяют.

Наиболее жесткие требования предъявляются к стабильности состава СНГ, так как основные физико-химические свойства их составляющих существенно различаются.

Наряду с указанными компонентами в состав СНГ входят другие предельные и непредельные углеводороды: метан, этан, этилен, бутилен, пентаны и т. д. Суммарное их количество в применяемых СНГ не превышает 5 ... 6 %.

СНГ тяжелее воздуха, что характеризует его способность скапливаться в низких местах. Последнее необходимо обязательно учитывать в системе мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации газобаллонных автомобилей.

В настоящее время показателем качества СНГ и СПГ является октановое число, с помощью которого оценивают детонационную стойкость углеводородных газов. Чем выше октановое число газа, тем он более стоек к детонации. Для большинства основных компонентов газов октановое число составляет 90... ... 120, т. е. выше, чем у лучших сортов автомобильных бензинов. Вместе с тем методы оценки детонационной стойкости жидких моторных топлив по октановому числу малопригодны для газообразных видов топлива. Это связано с тем, что детонаци-

онные характеристики пропана и бутана прямо противоположны детонационным характеристикам жидких моторных топлив.

Детонационную стойкость газовых топлив можно определить по метановому числу. В качестве одного из компонентов эталонной смеси используют метан, обладающий самой высокой стойкостью к детонации из всех применяемых на автомобильном транспорте углеводородов, в качестве легко детонирующего компонента — водород. Метановое число испытуемого газа соответствует объёмному содержанию (в процентах) метана в эталонной смеси его с водородом, которая при работе специального газового двигателя на выбранных режимах вызывает такую же детонацию, как и испытуемое газовое топливо.

Выпускаемые по ГОСТ 20448—80 сжиженные газы для коммунально* бытовых целей иногда применяют в качестве топлива для автомобильных двигателей. Углеводородный состав данных газов изменяется в широких пределах. Поэтому при их использовании на автотранспорте не обеспечивается стабильность мощ-ностных, экономических показателей и показателей токсичности двигателей, а наличие примесей затрудняет работу газовой аппаратуры.

Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей показал, что наилучшие показатели газобаллонных автомобилей и прежде всего экологические могут быть получены только при строгой регламентации компонентного состава СНГ, используемого в качестве моторного топлива.

ГОСТ 27578—87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» предусматривает выпуск двух марок СНГ: ПА — пропан автомобильный [применяют при температуре до— (20... 35) °С] и ПБА—пропан-бутан автомобильный (применяют при температуре до —20 °С).

Физико-химические показатели углеводородных СНГ должны соответствовать нормам и требованиям, приведенным ниже.

 

 

Марка.......................ПА ПБА

Массовая доля компонентов, %:

метан к этан................... Не нормируются

пропав.....................90±10 50±10

углеводороды С4 (н выше)............ Не нормируются

непредельные углеводороды, не более............6

Объемная доля жидкого остатка при +40°С .... Отсутствует Избыточное давление насыщенных паров, МПа:

при +450С, не более..............................1,6

при —35°С, не менее...............0,07 —

при —20°С, не менее...............— 0,07

Массовая доля серы и сернистых соединений, %, не

более................................................0,01

в том числе сероводорода, не более..............0,003

Содержание свободной воды и щелочи....... Отсутствуют
 

 

Пропилен и бутилен, входящие в состав СНГ, являются представителями олефиновой группы, для которой характерна высокая химическая активность, приводящая к смолообразованию в системе питания автомобильного двигателя. Последнее вызывает разрушение резино-технических элементов газовой аппаратуры. Кроме того, эти компоненты имеют сравнительно невысокое октановое число. Уменьшение непредельных углеводородов способствует увеличению октанового числа СНГ.

СНГ пожаро- и взрывоопасны. По степени воздействия на организм человека относятся к классу 4.

Санитарными нормами и правилами предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны (в пересчете на углерод) пропана установлена 300 мг/м3 и непредельных углеводородов, содержащихся в СНГ, 100 мг/м8. Предельно допустимая концентрация углеводородов природного газа в воздухе рабочей зоны в пересчете на углерод также не должна превышать 300 мг/м3.

СНГ не имеют цвета и запаха, поэтому для обеспечения безопасности при их использовании на автомобилях им придают особый запах — одорируют. Одоризация может быть осуществлена путем добавления пахучих веществ, позволяющих определять даже незначительные утечки СНГ из системы питания. В качестве одорантов для СНГ в СССР используют меркаптан (RHS) или его соединения. При содержании в СНГ меркапта-новой серы менее 0,001 % по массе производят их одоризацию. К числу наиболее легких компонентов меркаптана относят метил- и этилмеркаптан.

В определенных концентрациях меркаптаны безвредны для организма человека и ие разрушают материалы, применяемые в системе питания. Запах одоранта, например этилмеркаптана, ощущается даже при содержании 0,19 г в 1000 м3 воздуха. Вместе с тем следует отметить, что меркаптан имеет особенность скапливаться в небольших количествах в моторном масле, системах питания и выпуска.

В СНГ, поставляемом автомобильному транспорту, по технологическим причинам содержится некоторое количество масла, это в дальнейшем отрицательно сказывается на надежности работы газовой аппаратуры и стабильности регулировок газового редуктора. Повышенное содержание масла в СНГ связано с тем, что в процессе транспортирования СНГ от завода-изготовителя до потребителя их несколько раз перекачивают. Для исключения загрязнения газа маслом в компрессорах и насосах, перекачивающих СНГ, применяют сухие гильзы, смазываемые графитовой смазкой. Однако в ряде случаев устанавливают компрессоры, использующие картерное масло, утечки которого загрязняют СНГ. Вода не должна присутствовать в СНГ. Масса воды, растворенная в СНГ, зависит от его компонентного состава, температуры и состояния — жидкого или газообразного. Как в жидкой, так и газообразной фазе СНГ растворимость воды в них заметно возрастает с ростом температуры.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..