Цистерна является главным элементом специального оборудования
автомобильных цистерн. По форме сечения существуют три типа цистерн:
круглые, эллиптические и чемоданные (квадратные и прямоугольные). На
автомобильных цистернах для транспортирования нефтепродуктов наибольшее
распространение получили цистерны эллиптического сечения.
Цистерны автомобилей-цистерн АЦ-4,2-53А и
АЦ-4,2-130
На автомобили-цистерны АЦ-4,2-53А и АЦ-4,2-130 устанавливают цистерны
(рис. 38) емкостью 4200 л, изготовленные из листовой стали толщиной 3 мм
для обечайки и 4 мм для днищ. Листы обечайки между собой сваривают.
Обечайку изнутри усиливают кольцами жесткости, которые воспринимают
часть действующей на нее нагрузки. Два штампованных эллиптических днища
е отбортованными краями приваривают к обечайке цистерны внахлестку. В
верхней части на цистерне имеется горловина с мерным угольником. В
нижней части цистерны предусмотрены отстойник со сливным трубопроводом
для удаления отстоявшейся воды и механических примесей, фланцы для
подсоединения всасывающего и напорного трубопроводов насоса и опоры
цистерны. Внутри цистерны установлены на кронштейнах воздухоотводящие
трубки. Цистерна АЦ-4,2-53А отличается от цистерны АЦ-4,2-130 наличием
инструментального отсека с дверками, образованного продолжением обечайки
цистерны, количеством опор и способом их крепления к раме шасси. На рис.
39 показаны схемы и узлы крепления цистерн. Цистерну АЦ-4,2-53А
устанавливают шестью опорами на деревянные продольные брусья,
закрепленные стремянками к лонжеронам рамы автомобиля. Опоры цистерны
закрепляют стремянками и деревянными брусьями. Для исключения смятия
деревянных брусьев в местах крепления опор цистерны
устанавливают металлические подкладки и резиновые амортизаторы.
Цистерна АЦ-4,2-130 имеет восемь опор: шесть из которых крепят на
деревянных брусьях, а две передние прикрепляют к лонжеронам рамы
автомобиля.
Горловины цистерн (рис. 40) АЦ-4,2-53А и АЦ-4,2-130 закрыты крышками 2,
которые привернуты болтами к фланцам и уплотнены резиновыми прокладками
7. На крышке смонтированы: люк наливной горловины, реечный указатель
уровня топлива, дыхательные клапаны и штуцер для подсоединения рукава
«газовой» обвязки при сливе топлива.
Люк наливной горловины состоит из цилиндрического •корпуса 1, крышки
люка 3 с рычагом 4, нажимным винтом 5 и откидным болтом 6. Рычаг 4
шарнирно закреплен на кронштейне. Чтобы закрыть люк крышкой, необходимо
опустить рычаг в горизонтальное положение, откидной болт ввести в
прорезь рычага и, вращая нажимный винт, прижать крышку к резиновой
прокладке.
Отстойник (рис. 41) предназначен для сбора и удаления отстоявшейся воды
и механических примесей, находящихся в топливе. Он представляет собой
конус с отбортованными краями на большем основании. Приваривается к
обечайке цистерны. На другой стороне
конуса приварен фланец с резьбовыми отверстиями для
присоединения вентиля. Отстойник на цистерне автомобиля-цистерны
ДЦ-4,2-53Д аналогичен описанному отстойнику по принципу действия, но
имеет сферическую форму.