Автомобили-цистерны АЦ-4,3-131 (рис. 13) и АЦ-4,0-131 (рис. 14)
предназначены для транспортирования и временного хранения
нефтепродуктов.
АЦ-4,3-131 и АЦ-4,0-131 выполнены па шасси автомобиля ЗИЛ-131. По
составу и компоновке специального оборудования они близки в основных
решениях. Основное отличие состоит в том, что цистерна и коммуникации
АЦ-4,3-131 выполнены из алюминиевого сплава АМГ-3, а цистерна и
коммуникации АЦ-4,0-131
из стали Ст. 3 с последующим нанесением
антикорозионного покрытия на внутреннюю поверхность цистерны.
Применение алюминиевого сплава позволило увеличить вместимость цистерны
на 300 л.
Специальное оборудование автомобилей-цистерн включает цистерну, кабину
управления, пеналы, агрегаты и узлы гидравлической системы, систему
контроля налива нефтепродуктов, электрооборудование, запасной инструмент
и принадлежности.
Цистерны калиброванные и являются мерой полной вместимости. Оборудование
цистерн включает горловину, отстойник и отсек, расположенный сзади
цистерны и закрываемый двумя дверками. Отличительной особенностью
цистерн является низкая горловина, в связи с чем для компенсации
температурного расширения перевозимых нефтепродуктов предусмотрен
компенсационный бачок.
' Из-за конструктивных различий различно и крепление цистерн к раме
шасси автомобиля ЗИЛ-131. Цистерну АЦ-4,3-131 устанавливают через
резиновые прокладки в специальные опоры на шасси и закрепляют поясами.
Цистерна АЦ-4,0-131 прикреплена к шасси болтами.
Кабина управления установлена между кабиной водителя и цистерной и
прикреплена к кронштейнам рамы шасси и к цистерне. На передней стенке
кабины управления установлен кронштейн, к которому прикреплен держатель
запасного колеса автомобиля. Кабина управления представляет собой
дельносварной каркас из стандартного проката, обшитый листами из стали
Ст. 3. Из поддона кабины управления предусмотрен слив нефтепродукта.
Слева, справа и сверху кабина управления имеет по одной двери для
доступа к технологическому оборудованию гидравлической системы
автомобиля-цистерны. В закрытом положении двери запирают замками.
Боковые двери в открытом положении фиксируются упорами. Все двери обшиты
листами из алюминиевого сплава и уплотнены резиновой прокладкой. В
пеналах, установленных по бокам цистерны, размещается по три рукава
Ду-75 мм длиной 3 м каждый. Кроме этого, в заднем отсеке уложены два
рукава Ду-38 мм длиной 9 м каждый.
Для контроля количества находящегося в цистерне нефтепродукта имеется
механический указатель уровня.
Система электрооборудования, устанавливаемая на автомобилях-цистернах,
позволяет контролировать предельный уровень налива нефтепродуктов с
получением светового и звукового сигналов, дублирование ламп аварийного
перегрева охлаждающей жидкости и аварийного падения давления масла,
подсветку колес автомобиля и освещение кабины управления.
Автомобили-цистерны оборудуют комплектом запасных частей, инструментом,
принадлежностями и противопожарным оборудованием.