Автоматизированные системы управления метрополитенами

  Главная       Учебники - Метро      Метрополитены (Калиничев В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83 

 

 

Автоматизированные системы управления метрополитенами

Автоматизированная система управления (АСУ) метрополитеном является комплексом методов и технических средств, которые наиболее четко и полно исполняют функции управления процессом перевозок на основе использования теории управления социально-экологическими системами, экономико-математических методов, а также электронно-вычислительных машин в сочетании с разнообразной техникой регистрации, диагностики и передачи первичной информации в вычислительный центр.

АСУ в той или иной степени уже функционируют на ряде метрополитенов и в ближайшем будущем будут внедрены на всех метрополитенах страны.

Необходимо отметить, что АСУ по существу представляют собой человеко-машинную систему. Центральной фигурой управления остается человек. Именно он всегда будет определять содержание и характер деятельности АСУ метрополитена как на стадии ее создания, так и на стадиях ее совершенствования и определения перечня решаемых задач. Человек будет пользоваться результатом обработки информации, которую по его указанию выполнит и выдаст машина для принятия наиболее квалифицированного решения.

АСУ метрополитена состоит из частей и подсистем, обеспечивающих комплексное решение экономических, организационных, технических и математических задач управления перевозками пассажиров. К ним относятся:

1. Экономико-организационная модель АСУ метрополитена, которая определяет экономические и организационные основы управления, порядок внутренних и внешних связей в системе, формы воздействия управляющей системы на процесс хозяйственной деятельности метрополитена.
2. Информационное обеспечение АСУ метрополитена, которое снабжает службы необходимой входной и выходной техникоэкономической информацией, нормативными карточками и ленточками, усовершенствованной нормативно-справочной документацией, данными информационного словаря, классификаторов, шифров кодов, используемых в процессе управления. Информационное обеспечение весьма важная, если не основная, часть АСУ.

3. Методическое обеспечение АСУметро включает инструкции и положения как о системе в целом, так и об отдельных подсистемах управления.

4. Математическое обеспечение АСУметро состоит из комплекса алгоритмов, блок-схем и программ работы ЭВМ.

5. Техническое обеспечение АСУметро включает комплекс вычислительных машин, устройства сбора и передачи информации, средства диспетчеризации, дистанционного управления и контроля за перевозочным процессом, хозяйственной деятельностью линейных предприятий и служб.

АСУметро должна выполнять следующие основные функции:

обеспечивать повышение эффективности работы метрополитена, снижение себестоимости, повышение производительности труда в производственных предприятиях и в управлении, улучшение использования технических средств и производственных фондов;

оперативно давать руководителям всех рангов и инженерно-техническому персоналу информацию, необходимую для принятия решений по управлению производственно-хозяйственной деятельностью метрополитена;

обеспечивать комплексную автоматизацию работ по планированию, технической подготовке, регулированию, учету и анализу деятельности всех подразделений метрополитена по реализации плана перевозок пассажиров, снабжению и другим видам деятельности;

централизованно производить переработку информации, используя эффективные экономико-математические и технические средства, позволяющие принимать оптимальные решения в планировании и организации перевозочного процесса;

обеспечивать оперативную связь объектов управления с управляющей системой на базе автоматизации сбора, регистрации передачи, накопления и обработки информации;

использовать в АСУ метрополитена унифицированные документы и технические средства.

Автоматизация управления метрополитеном методологически должна основываться на следующих принципах и закономерностях теории управления социально-экономическими системами;

при разработке АСУметро должны соблюдаться важнейшие закономерности управления: пропорциональность отдельных

звеньев системы и ее элементов (службы и отделы управления,
 

дистанции, линейные предприятия), единые принципы управления во всей иерархии управляющей системы, единство системы интересов в экономическом механизме управления, ритмичность работы и оптимальные скорости оборота производственных фондов и др.;

четкое определение целей и задач АСУметро, а также критериев для оценки принимаемых решений и оптимальности результатов;

системный подход при решении любых вопросов деятельности метрополитена, что позволит резко снизить «возмущение» воздействия в процессе управления и хозяйственной деятельности метрополитена;

всесторонняя подготовка метрополитена к внедрению АСУ на основе научной организации труда;

единые основы систематизации, классификации и кодирования информации. При разработке АСУ задачи могут быть сгруппированы в подсистемы в соответствии с существующей системой управления метрополитена.

Метрополитен как объект управления — крупная, сложная нелинейная система, работающая при наличии помех, где одновременно задействовано большое количество подвижного состава, различного рода транспортных систем, которые должны работать слаженно и четко. О сложности метрополитена как объекта управления свидетельствуют следующие признаки:

многообразие структурных подразделений, высокая степень централизации, взаимосвязанность и необходимость синхронизации действий различных служб и предприятий;

необходимость решения не только отдельных инженерно-экономических задач, но и вопросов долгосрочного планирования и прогнозирования, наличие больших внешних связей системы;

постоянный рост объема работы и информации, затрудняющий и делающий невозможным для человека полный анализ информации и принятие оптимального решения без ЭВМ.

Готовясь внедрять АСУ, работникам метрополитена необходимо решить задачи упорядочения функций отдельных звеньев управления, изучения потока информации, совершенствования учета и делопроизводства, повышения квалификации кадров и т. д. По мнению социологов, подготовка и обработка информации для решения задач управления еще до внедрения ЭВМ дают около 80% экономического эффекта, который может быть получен в результате внедрения ЭВМ.

Научно-техническая революция поставила важные задачи по совершенствованию управления народным хозяйством, в том числе и городским транспортом. Задача упорядочения структуры управления перед внедрением ЭВМ вызывается необходимостью: повышения оперативности и концентрации данных; повышения роли планирования как оперативного, так и долгосрочного;

 

ускорения и упрощения выборки информации, ликвидации параллелизма в учете;

постоянного совершенствования, повышения ответственности кадров, внедрения оргтехники для освобождения части инженеров и от решения мелких задач в пользу решения серьезных технических вопросов производства.

Структуру управления метрополитеном характеризует высокая степень централизации. Это объясняется тем, что доходы и большая часть эксплуатационных расходов формируются на уровне метрополитена. Внедрение вычислительной техники и автоматизированных систем управления, позволяющих лучше организовать сбор и обработку информации, является тенденцией ускорения процесса централизации.

В то же время организационная структура метрополитенов отличается явно выраженной функциональной направленностью. Отдельные службы часто решают независимые задачи. Отсюда в структуре управления созданы автономные звенья с отделами, работающими как самостоятельные подразделения при решении вопросов и взаимоотношениях с другими подразделениями.

В силу того что многие решения принимаются на уровне управления (рассмотрение проектов строительства, составление технического плана и др.), нередко возникают конфликтные ситуации. Планирование строительства, внедрения новой техники носит узко ведомственный характер. Каждая служба разрабатывает собственные требования порой без увязки с интересами смежников, что, не будучи вовремя выявлено, может привести к ошибкам в утверждаемых документах.

Создание АСУметро существенно скажется на роли работников управляющей системы и руководителей управления. Поэтому важно учитывать не только принципы разработки АСУметро, но и то влияние, которое она окажет на всю систему и на каждое ее звено.

По мере механизации и автоматизации управления труд работников управляющей системы станет все более творческим. Всю остальную, часто повторяющуюся и нетворческую работу будет выполнять машина. Поэтому из множества функций, приходящихся в настоящее время на службы метрополитена, необходимо выбрать те, которые могут быть выполнены машиной в информационно-вычислительном центре. Ниже в табл. 2 перечислены некоторые из таких работ.

Даже неполный перечень работ, которые могут быть переданы вычислительным машинам, показывает, что автоматизация управления освободит работников системы управления от большого объема расчетной работы, потребует от них новых знаний, перестройки и изменения форм и методов работы.

Разработка новой системы управления должна начинаться с определения ее целей, а для этого необходим глубокий диагностический анализ состояния производства и системы управления, который занимает 30% всего периода разработки системы.
Для анализа организационной и функциональной структуры управления метрополитеном необходимо прежде всего составить: перечень функций управления на всех уровнях систем; перечень служб и отделов, в которых производится исследование документооборота, процессов движения и преобразования информации в целях управления метрополитеном;
 


Таблица 2

 

 

 

 

структуру каждого подразделения (с указанием служб, отделов, исполнителей, выполняющих самостоятельные работы); схемы подчинения структурных подразделений снизу доверху; блок-схемы, иллюстрирующие структуру;

общую схему структуры с указанием функциональной подчиненности по уровням управления.

Следующим необходимым направлением исследования существующей системы управления является анализ производственно-хозяйственной деятельности метрополитена, который делают для выделения «узких мест» и выявления резервов повышения эффективности работы.

На основании выполненного анализа и выработки общего представления о системе управления осуществляют разработку так называемого «дерева целей» АСУ. Установленные цели АСУметро для своей системы управления и ее звеньев и выбранные критерии, показывающие эффективность работы железной дороги и ее подразделений, позволяют осуществить разработку экономико-организационной модели управления, которая должна способствовать улучшению организационных и экономических отношений.

Для осуществления функций управления производственной деятельностью метрополитена в соответствии с «деревом целей» целесообразно установить подсистемы АСУметро, выполняющие следующие функции:

технико-экономическое планирование работы и развития метрополитена;

управление пассажирскими перевозками; управление деповским хозяйством; управление эскалаторным хозяйством;

управление устройствами электроснабжения и энергетики; управление эксплуатацией и ремонтом пути и сооружений; управление эксплуатацией и ремонтом устройств СЦБ и связи;

управление капитальным строительством; сводный оперативно-статистический учет и отчетность; материально-техническое обеспечение; управление финансовой деятельностью; планирование, подготовка, учет и анализ кадров; научно-техническая информация.

Выделение перечисленных подсистем и установление их функций не означает, что работа каждой из них не зависит от функционирования других подсистем АСУметро. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы, т. е. между ними существуют прямые и обратные связи.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83