Новая техника и автоматизация управления
движением поездов метрополитена
Новая техника Киевского метрополитена
Первый участок Киевского метрополитена
Святошино-Броварская линия протяженностью 5,2 км с пятью станциями
введен в эксплуатацию 6 ноября 1960 г. Сейчас метрополитен имеет две
действующие линии протяженностью 32,7 км (в двухпутном исчислении), 27
станций и один пересадочный узел со станции Крещатик на станцию Площадь
Жовтневой революции.
Годовая перевозка пассажиров в 1961 г. составила 29,2 млн., а в 1985 г.—
около 370 млн. пассажиров. Среднесуточные перевозки пассажиров в 1961 г.
составляли 79,9 тыс. чел., в 1985 г.— уже более 1 млн. человек. Удельный
вес метрополитена в перевозках пассажиров городскими видами транспорта
составлял в 1961 г. 5,2%, в 1985 г.—23,3%.
В 1986 г. максимальные размеры движения составляли на
Святошино-Броварской линии —40 пар поездов в час (проектная пропускная
способность 38 пар поездов в час), на Куреневско-Красноармейской линии
—32 пары поездов в час (проектная пропускная способность—34 пары поездов
в час). На обеих линиях обращаются пятивагонные составы, т. е. станции
по своей длине используются на полную проектную мощность. Средняя
населенность вагона составляет 67,7 чел., техническая скорость — 46,4
км/ч, участковая—40,2 км/ч.
Инвентарный парк состоит из вагонов типа Е и их модификаций—вагонов типа
81-717, 81-714.
Метрополитен имеет одно вагонное депо Дарница. В стадии строительства
находится второе вагонное депо Оболонь. База ремонта вагонов принята в
эксплуатацию в 1984 г. и выполняет необходимый капитальный ремонт и
текущий ремонт третьего объема. На станциях метрополитена в настоящее
время действует 60 эскалаторов разных типов, общей длиной лестничного
полотна более 10 километров.
Все станции оборудованы автоконтрольными пунктами, монеторазменными
автоматами, типовыми световыми указателями и пиктограммами, на станциях
задействовано централизованное и местное громкоговорящее оповещение,
часть станций оснащена переносными радиомикрофонами. Информация дается
на русском и украинском языках.
Линии метрополитена оборудованы автоблокировкой и диспетчерской
централизацией стрелок и сигналов. Станции с путевым развитием и путевые
устройства электродепо оборудованы также
устройствами маршрутно-релейной централизации. Совмещенные
тягово-понизительные подстанции работают на телеуправлении.
На метрополитене проводится целенаправленная работа по повышению
содержания технических средств и улучшения качества перевозочного
процесса на основе внедрения новейших достижений науки и техники.
Главная направленность этих работ — дальнейшее повышение
производительности труда за счет высвобождения обслуживающего персонала,
сокращение эксплуатационных расходов, планомерный рост культуры
обслуживания населения и на основе этого повышение эффективности работы
метрополитена. Примерами внедрения новейших достижений науки и техники
являются:
перевод эскалаторов и санитарно-технических устройств на телеуправление
с центральных диспетчерских пунктов;
внедрение на линиях метрополитена системы АРС, позволяющей машинистам
водить поезда без помощников;
оборудование станций устройствами автоматики и телемеханики для движения
поездов (АТДП) с централизованным размещением оборудования на станциях;
оборудование эскалаторных станций устройствами автоматического контроля
тормозных путей;
внедрение автоматизированной системы учета расхода электроэнергии ИИСЭ-2
и телеуправляемых замыкателей контактной сети (с применением в качестве
привода линейных электродвигателей), позволившее увеличить ночное «окно»
и повысить производительность труда ночных смен на 12%;
внедрение современной системы анализа пассажиропотоков, проводимого по
данным оперативного учета с помощью весоизмерительного устройства,
позволяющего измерять и регистрировать населенность поезда в процессе
движения, и комплекса устройств по учету числа пассажиров на станциях;
внедрение новой методики составления месячных графиков работы
локомотивных бригад с помощью ЭВМ, позволяющей улучшить использование
рабочего времени машинистов и снизить количество сверхурочных работ;
оборудование центрального пересадочного узла ст. Крещатик — ст. Площадь
Жовтневой революции системой телеобзора на базе телеустановок ПТУ-57;
оборудование станции Университет (впервые на метрополитенах СССР)
системой управления работой станции с операторского пункта с применением
телевидения.
Кроме того, завершены работы по вводу в эксплуатацию на
Святошино-Броварской линии автоматизированной системы управления и
обслуживания санитарно-технических устройств на базе микроЭВМ и системы
телемеханики. В последующие годы пятилетки будут выполнены работы по
внедрению АСУ-ТП санитарно-технических устройств
Куреневско-Красноармейской линии и всего эскалаторного хозяйства.
Ведутся также работы по оборудованию
Святошино-Бровар-ской линии системой автоматизированного контроля за
допуском работников в тоннель после снятия напряжения, что позволит
увеличить протяженность ночного «окна» для ремонтных и профилактических
работ.
Коллектив метрополитена постоянно работает над решением вопросов
наращивания пропускной способности линий. Завершены работы по внедрению
системы резервирования АРС (внедрению дублирующего автономного
устройства ДАУ-АРС) на Святошино-Броварской линии, что позволит перейти
на использование системы АРС в качестве основного средства организации
движения с выключенными светофорами и автостопами автоблокировки, что
повысит пропускную способность линии с 40 до 48 пар поездов в час.
Работниками метрополитена разработана и внедрена схема кратковременного
отключения системы противоскатывания при трогании поезда с места на
Святошино-Броварской линии, что позволяет экономить в год более 1 млн.
кВт-ч электроэнергии.
Проведение комплекса мер по повышению производительности труда и
эффективности работы позволило снизить за годы одиннадцатой пятилетки
численность эксплуатационных работников до 90 человек на 1 км линии, что
является лучшим показателем для метрополитенов страны, обеспечить
бездотационную работу метрополитена и получить прибыль по перевозкам.