В Пекине в 1984 г. была открыта для пассажиров вторая линия
метрополитена, идущая с востока на запад и имеющая протяженность 16,1
км. Трасса этой линии вместе с трассой первой линии, пущенной в
эксплуатацию в 1971 г., образовала кольцеобразную схему метрополитена с
одним ответвлением.
Первая линия метрополитена протяженностью 23,6 км с
17 станциями была сооружена методом «закрытой выемки». На линии с 5—
утра до 23— вечера ежедневно обращается 130 поездов, состоящих из 4
вагонов. Минимальный интервал между поездами — 240 с в часы пик и 6—8
мин в другое время суток. Планируется увеличить длину состава поезда на
один-два вагона.
Новая линия имеет 12 станций, ее максимальная пропускная способность 40
пар поездов в час. В составе поезда 6 вагонов. Провозная способность в
одном направлении 45 тыс. пассажиров в час.
На новой линии вводится автоматическое управление движением поездов,
осуществляемое с помощью двух ЭВМ.
Для обеспечения надежности в случае выхода из строя обеих ЭВМ имеются
устройства для полуавтоматического управления движением поездов, а в
случае неисправности полуавтоматики используются устройства ручного
управления, имеющиеся на каждой станции.
Другими особенностями новой линии являются: более просторные вестибюли и
перроны станций, разнообразный интерьер, устройства защиты от шума и
хорошее освещение.
Все платформы на новой линии — островного типа, имеют среднюю длину от
93,3 до 103,3 м и ширину 13,1 м.
Из 12 станций на 6 устроены пересадочные узлы. По Пекинскому кольцу
обращаются составы из четырех-пяти вагонов, имеющих 60 сидячих мест и
максимальную вместимость 180 человек. Максимальная скорость — 70 км/ч, а
средняя эксплуатационная — 40 км/ч.
Использование звукопоглощающих материалов снизило уровень шума до 70—75
дБ вместо 75—80 дБ на станциях первой линии. Глубина заложения станций —
от 12 до 18 м. На станциях установлено 13 эскалаторов.
В Пекине разрабатывается проект перспективного развития
сети метрополитена длиной около 200 км, одна из линий которого должна
пройти вдоль главной улицы столицы. Другая линия должна соединить
северо-западную часть существующей кольцевой линии с Летним дворцом —
местом на окраине Пекина, наиболее часто посещаемым туристами.
Вторым городом Китая, имеющим метрополитен, стал новый современный
портовый город Тяньцзинь с населением 3 млн. человек. Строительство
первой линии методом «закрытой выемки» началось в 1970 г. из центра
города до железнодорожного вокзала.
В настоящее время на линии метрополитена обращаются 12 поездов с 6— утра
до 20— вечера с интервалом 30 мин. Эксплуатируемую линию протяженностью
5,2 км планируется продлить до 7,4 км. Намечено строительство новой
8-километровой линии, соединяющей центр города с промышленными районами
на юге.
В Шанхае началось строительство 13,5 км линий метрополитена. Линия
протяженностью 6,5 км с семью станциями сооружается в Харбине.
Планируется строительство метрополитена в Гуанчжоу.