11 января 1966 г. гостеприимно раскрылись двери 6 станций метрополитена
Тбилиси, первого в Закавказье, четвертого в Советском Союзе. Вступил в
строй действующих участок первой очереди от станции Дидубе до станции
Руставели. Линия протяженностью 6,3 км связала крупнейший промышленный
Ленинский район города с центром. Через год, в дни празднования
50-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции,
введен в эксплуатацию второй участок первой очереди с тремя станциями:
Площадь Ленина, 26 Комиссаров и 300 Арагвинцев. А 10 мая 1971 г.
началось движение на третьем участке первой очереди с двумя станциями
Исани и Самгори.
Таким образом столица Грузии получила добротное, мощное, технически
оснащенное транспортное предприятие с уникальными сооружениями и
устройствами (рис. 4).
Рис. 4. Схема линий Тбилисского метрополитена
Метрополитен сразу завоевал популярность у
тбилисцев за скорость, надежность, безопасность, высокую культуру
обслуживания. И его развитие продолжалось. 15 сентября 1979 г. была
введена в строй вторая очередь на участке площадь Вокзаль-ная-2 — Делиси
с пятью станциями.
Формирование коллектива Тбилисского метрополитена началось почти за год
до начала эксплуатации. За короткий срок было подготовлено полторы
тысячи машинистов, электромехаников эскалаторов, СЦБ и связи, тяговых и
понизительных подстанций, путейцев, сантехников, движенцев и т. д. При
подготовке использовался многолетний опыт Закавказской железной дороги,
где выросли многие работники Тбилисского метрополитена.
Огромную помощь в подготовке кадров ведущих профессий оказали работники
Ленинградского, Киевского и особенно Московского метрополитенов, щедро
делившиеся с тбилисцами своим опытом.
Особенно широкой и многообразной была эта братская помощь в дни, когда
на участках Тбилисского метро наступил предпусковой период. В эти дни
Тбилиси становился по-настоящему родным домом для представителей многих
городов страны — отделочников, путейцев, монтажников.
Москвичи с большим мастерством выполняли отделочные и монтажные работы,
блистали своим искусством и умением обращаться с разнообразным
облицовочным материалом из грузинского мрамора и гранита, смонтировали
первые эскалаторы Тбилисского метрополитена на станции Марджанишвили.
Отлично потрудились ленинградцы на монтаже эскалаторов станций
Октябрьская и Вокзальная, понизительных подстанций, контактной сети.
Киевляне, славящиеся своей сварочной техникой, сконструировали
специальный агрегат, который дал возможность сваривать стыки рельсов
непосредственно в тоннелях.
В сооружении Тбилисского метрополитена участвовали сотни предприятий
страны. Москва посылала подвижной состав, электрочасовые станции,
вентиляторы, светильники, пульты-табло, щиты питания и многое другое.
Ленинград изготавливал эскалаторы, масляные выключатели, коммутаторы
АТС; Киев — дроссель-трансформаторы, привода автостопов;
Харьков—распределительные щиты, станции связи. Из Новой Каховки везли
двигатели, из Медногорска — магнитные пускатели, Краснодар поставлял
силовые распределительные шкафы; Рига — светильники, реакторы; Запорожье
— выпрямительные агрегаты, теплообменники; анодные выключатели.
Нижне-днепровск снабжал светофорами, кабельными муфтами; Гомель —
релейными и силовыми шкафами, стрелочными гарнитурами. Из Свердловска
везли трансформаторы, из Чебоксар — контакторы, реле, магнитные станции.
Тирасполь давал светильники, Камышин — изоляторы и т. д.
В свою очередь Грузия поставляла и поставляет мрамор для отделки станций
всех отечественных метрополитенов.
Более чем за 20 лет своего существования метрополитен г. Тбилиси стал
сложным транспортным сооружением с двумя самостоятельными линиями Дидубе
— Самгорской и Сабурталин-ской с пересадочным узлом на станции
Вокзальная.
Общая протяженность трасс в двухпутном исчислении достигла 22,9 км,
количество станций — 19. Доля метрополитена в общегородских пассажирских
перевозках постоянно возрастает с 7% в 1966 г. до 35% в 1986 г.
В первый год эксплуатации было перевезено 21,5 млн. пассажиров, а в 1986
г. — более 163 млн. пассажиров.
Метрополитен прочно вошел в повседневную жизнь города, без подземных
магистралей ныне трудно представить жизнь миллионной столицы южной
республики.