Третьим метрополитеном Советского Союза стал Киевский метрополитен,
который сооружался как инженерно-транспортный и
художественно-архитектурный комплекс столицы Советской Украины. При
строительстве этого метрополитена был широко использован опыт
ленинградцев и москвичей, применялись новейшая горнопроходческая техника
и самые современные и прогрессивные конструкции.
Предпраздничный день 6 ноября 1960 г. запомнился киевлянам надолго. В
тот день первый поезд, украшенный транспарантами, распахнул двери для
первых пассажиров и проследовал через станции Вокзальная, Университет,
Крещатик, Арсенальную, Днепр.
Возможности строительства Киевского метрополитена изучались еще до
Великой Отечественной войны, когда разрабатывался генеральный план
развития г. Киева. Однако удалось начать строительство лишь в 1949 г.,
когда были восстановлены многие города, разрушенные войной.
На первой Святошино-Броварской трассе действуют 14 станций,
протяженность ее более 19 км. Здесь впервые был применен
механизированный горнопроходческий щит, так называемый «Киевский»,
разработанный Киевметропроектом, Киевметро-строем,
Главтоннельметростроем и Центральным научно-исследовательским институтом
транспортного строительства Минтранс-строя. Этот щит позволил в
предельно сжатые сроки с высокой производительностью пройти трассы
станций глубокого заложения Вокзальную, Университетскую, Крещатик,
Арсенальную.
В 1963 г. был пущен второй участок, в 1965 г.— третий. На этих двух
участках были построены 5 станций. Через Днепр был сооружен современный
мост для поездов метрополитена
и автотранспорта. В 1968 г. был построен четвертый
и в 1971 г. был принят в эксплуатацию пятый участок (рис. 3).
Киевский метрополитен стал неотъемлемой частью города. Трудно
представить себе Киев без седого Днепра, без каштанов, без Владимирской
горки и Подола, но не менее трудно представить себе сейчас столицу
Украины без метрополитена.