Реле-регуляторы
в троллейбусах
Реле-регулятором называют аппарат или, вернее, комплекс
аппаратов, осуществляющих автоматическое регулирование
напряжения на зажимах низковольтного генератора, ограничение
тока, отдаваемого генератором, и предотвращение прохождения
разрядного тока от аккумуляторной батареи на генератор (в
обратном направлении). Каждый тип низковольтного генератора
имеет свой тип реле-регулятора, предназначенный для совместной с
ним работы.
Так, для совместной работы с генератором Г-21 служит
реле-регулятор типа РР-12, а для работы с генератором Г-732
—реле-регулятор типа РРТ-32.
Реле-регулятор РР-12. состоит из регулятора напряжения,
ограничителя тока и реле обратного тока. Все три аппарата
расположены на общей изоляционной панели и закрыты штампованным
кожухом. На кожухе укреплена клеммовая коробка с зажимами для
присоединения внешних проводов. Реле-регулятор установлен на
низковольтном щитке в кабине водителя. Схема соединений
элементов реле-регулятора РР-12 и его присоединения к
низковольтному генератору и аккумуляторной батарее показана на
рис. 285.
Рис. 285. Общий вия и схема соединений
реле-регулятора РР-12 с генератором и аккумуляторной батареи
Регулятор напряжения (рис. 285, в) поддерживает постоянное
напряжение в пределах от 12,5 до 13,5 в (при окружающей
температуре 20° С). Обмотка возбуждения регулятора включена по
схеме, ускоряющего сопротивления, что позволяет достигнуть
необходимого ускорения колебания якорька без применения
ускоряющей и выравнивающей обмоток.
Когда напряжение на генераторе не превышает нормального,
контакты регулятора напряжения замкнуты под воздействием
спиральной пружины и добавочные сопротивления (80 и 15 ом)
выведены. Если напряжение на генераторе повысится и превысит
величину, на которую отрегулирован регулятор, то ток в обмотке
регулятора увеличится, и контакты его разомкнутся. При этом в
цепь обмотки возбуждения генератора вводятся добавочные
сопротивления (80 и 15 ом), и напряжение на генераторе
снижается. В результате этого ток в обмотке регулятора
напряжения уменьшается, сила притяжения якорька к сердечнику
ослабевает и якорек под воздействием пружины вновь замыкает
контакты, выводя добавочные сопротивления (80 и 15 ом);
напряжение на генераторе вновь возрастает, и контакты регулятора
снова размыкаются. Далее этот цикл повторяется. Частота
замыканий и размыканий контактов достаточно велика (не менее 30
периодов в секунду), вследствие чего колебания напряжения
практически не проявляются и не отражаются на питании
потребителей.
В конструкции регулятора напряжения имеется магнитный шунт,
назначение которого состоит в том, чтобы повышать напряжение,
поддерживаемое регулятором при понижении температуры. Это
необходимо потому, что характеристика аккумуляторной батареи
изменяется в зависимости от температуры.
Ограничитель тока (рис. 285, б) имеет одну обмотку, включенную
последовательно в цепь якоря генератора. Когда ток генератора
превысит допустимую величину, контакты ограничителя тока
разомкнутся, и в цепь обмотки возбуждения генератора будут
введены добавочные сопротивления (80 и 15 ом, а также 30 ом).
Вследствие этого напряжение на генераторе снизится и уменьшится
ток, отдаваемый генератором. В результате уменьшения тока
контакты ограничителя вновь замкнутся под действием пружины;
далее этот цикл повторяется.
Таким образом, ограничитель тока, замыкая и размыкая свои
контакты до тех пор, пока существует причина, вызвавшая
повышение тока генератора сверх допустимой величины, будет
поддерживать практически постоянную величину тока, не
превышающую величину, на которую отрегулирован ограничитель.
Максимальный- ток нагрузки, допускаемый ограничителем тока реле
РР-12, обычно находится в пределах от 17 до 19 а.
Реле обратного тока (рис. 285, а) имеет две обмотки:
параллельную, включенную параллельно щеткам на полное напряжение
генератора, и последовательную, включенную последовательно в
цепь генератора.
Если троллейбус стоит и генератор не вращается, то сердечник
реле не намагничен, и контакты его находятся в разомкнутом
состоянии под воздействием пружины.
Когда троллейбус начинает двигаться и на генераторе появляется
напряжение, через параллельную обмотку реле будет проходить ток.
При повышении напряжения до определенной величины, на которую
отрегулировано реле, его контакты замкнутся. В этом случае
генератор будет подключен к аккумуляторной батарее и начнет ее
заряжать. Зарядный ток генератора проходит через
последовательную обмотку реле, и обе обмотки действуют
согласованно, надежно удерживая контакты реле в замкнутом
положении.
Одновременно со снижением скорости движения троллейбуса падает
напряжение на зажимах генератора. Когда оно снижается до
величины, меньшей э. д. с. батареи, направление тока в
последовательной обмотке реле изменяется на обратное, т. е.
появляется разрядный ток батареи. В этом случае последовательная
обмотка будет противодействовать параллельной, размагничивая
сердечник.
При достижении определенной величины обратного тока (в
зависимости от регулировки реле) контакты реле разомкнутся и
отключат генератор от аккумуляторной батареи.
Добавочное сопротивление (1 ом), включенное между неподвижным
контактом реле обратного хода и ярмом ограничителя тока, служит
для разгрузки контактов регулятора напряжения.
Величина тока, при котором выключается реле обратного тока типа
РР-12, обычно составляет 0,5—6 а.
|