Схемы
регуляторов напряжения, ограничителей тока и реле обратного тока
в троллейбусах
Как указывалось выше, в низковольтном электрооборудовании
троллейбусов применяются исключительно системы с регулированием
напряжения генератора. В случае изменения напряжения специальный
регулирующий орган восстанавливает его нормальную величину.
Наибольшее распространение на троллейбусах получили регуляторы
напряжения электромагнитного типа.
В зависимости от способа включения обмотки (параллельное или
последовательное) электромагниты могут регулировать постоянство
напряжения и тока. На отечественных троллейбусах применяются
системы, регулирующие постоянство напряжения. Простейшая
принципиальная схема наиболее распространенного' регулятора
напряжения вибрационного типа приведена на рис. 277.
К обмотке параллельного возбуждения 1 генератора Г
последовательно присоединено добавочное сопротивление 2, которое
может быть введено или выведено (путем закорачивания.) при
помощи контактов 4. Добавочное сопротивление выполняет роль
одноступенчатого шунтового реостата. При неработающем генераторе
в обмотке 5 электромагнита ток не проходит, и контакты 4 под
действием пружины 3 находятся в замкнутом состоянии. Как только
генератор начинает работать, на его зажимах возникает
напряжение, и в обмотке 5 электромагнита регулятора напряжения
появляется ток.
По мере нарастания скорости вращения якоря напряжение Е на
зажимах генератора повышается, и ток в обмотке электромагнита
увеличивается. Когда напряжение Е достигает определенного
значения, обусловленного соответствующей скоростью вращения
якоря генератора, контакты 4 регулятора напряжения размыкаются.
Натяжение пружины 3 отрегулировано так, что сила электромагнита
преодолевает ее сопротивление лишь при напряжении, несколько
превышающим номинальное.
. При размыкании контактов регулятора напряжения в цепь обмотки
возбуждения 1 генератора вводится добавочное сопротивление 2. В
этом случае ток возбуждения, а следовательно, напряжение Е на
зажцмах генератора и ток в обмотке электромагнита уменьшаются, и
сила пружины преодолевает притягивающую силу электромагнита так,
что контакты вновь замыкаются, закорачивая добавочное
сопротивление. Вследствие выведения добавочного сопротивления
снова увеличивается ток возбуждения генератора, а следовательно,
и напряжение Е на его зажимах; далее этот цикл повторяется.
Моменты размыкания и замыкания контактов
определяются предельными, т. е. максимальным и минимальным
значениями напряжения Е, на которые отрегулирована система.
Разность между Емакс и Емин называется амплитудой колебания.
Величина амплитуды колебания зависит от числа колебаний якорька
регулятора напряжения в единицу времени.
Для нормальной работы потребителей и, в частности, для горения
ламп без мигания частота колебаний якорька должна быть
достаточно большой. При этом индуктивность цепи, в-которую
включен регулятор, сглаживает колебания тока. Для получения
большой частоты вибрации якорька регулятор напряжения должен
быть достаточно чувствительным. Чувствительность якорька зависит
в основном от механической инерции подвижных частей и магнитной
инерции потока в сердечнике электромагнита.
Уменьшение веса и размера деталей регулятора и улучшение его
конструкции позволяют снизить механическую инерцию его деталей,
но обычно этих мер оказывается недостаточно. Поэтому в некоторых
конструкциях регуляторов напряжения магнитную инерцию аппарата
уменьшают посредством ускоряющей обмотки, размагничивающей
сердечник при размыкании контактов. Ускоряющая .обмотка
обеспечивает принудительное ускорение размагничивания сердечника
в момент размыкания, так как создаваемая ею намагничивающая сила
направлена обратно основной н. с.
Необходимый импульс тока в ускоряющей обмотке может быть получен
путем использования тока возбуждения генератора при э. д. с.
самоиндукции, возникающей в обмотке возбуждения генератора. В
наиболее распространенных схемах применяется второй принцип
(рис. 278).
При замкнутых контактах 2 через ускоряющую обмотку 3, включенную
параллельно обмотке возбуждения 1 генератора Г, проходит
небольшая часть тока и несколько усиливает намагничивание
сердечника 5, создаваемое потоком основной обмотки 4. При
размыкании контактов регулятора напряжения уменьшаются ток и
магнитный поток возбуждения генератора. В результате этого в
витках обмотки возбуждения возникает э. д. с. самоиндукции,
стремящаяся вызвать ток, поддерживающий величину магнитного
потока.
Большая часть импульса тока, вызванного э. д. с. самоиндукции,
проходит через ускоряющую обмотку 3 в обратном направлении
(указанном штрихйвыми стрелками). При обратном направлении тока
самоиндукции происходит интенсивное размагничивание сердечника
регулятора напряжения и, следовательно, быстрое замыкание
контактов. На этом и основано действие ускоряющей обмотки.