Конструкция
головок токоприемников штангового типа
Контактная часть является наиболее ответственным элементом
токоприемника, от которого в значительной степени зависит
надежная эксплуатация троллейбуса.
В зависимости от конструкции токосъемного устройства головки
токоприемников могут быть разделены на две группы: роликовые и
скользящие.
К конструкции контактной головки токоприемника предъявляются
следующие требования:
а) максимально возможная устойчивость на контактном проводе;
б) минимальный вес и высокая прочность деталей;
в) простота конструкции, надежность и высокая износостойкость в
эксплуатации;
г) высокая проходимость в спецчастях контактной сети;
д) минимальное трение в шарнирных соединениях контактной части
с. ее держателем;
е) минимальный и равномерный износ токосъемного контакта и
контактного провода;
ж) надежный отвод тока от токосъемного контакта к штанговому
проводу;
з) надежность крепления деталей головки токоприемника и ее
держателя к штанге;
и) надежность изоляции токоведущих частей головки от штанги;
к) наличие предохранительного устройства для удержания головки
от падения ее на землю в случае срыва со штанги.
Опыт эксплуатации головок токоприемников с различными
токосъемными устройствами показал, что наибольшая устойчивость
при прочих равных условиях достигается при наличии скользящего
контакта.
Значительное влияние на устойчивость и надежность прохождения
головки токоприемника на спецчастях оказывает правильно
выбранный поперечный ее габарит, а также длина контактодержателя
(обоймы) и длина собственно контакта (в случае применения
скользящего контакта). Чём шире обойма, тем хуже условия
прохождения токоприемником спецчастей.
В качестве примера на рис. 264 приведены допустимые габариты
контактной части головки токоприемника (со скользящим контактом)
для пересечений контактной сети типа МП-5, держателей типа КД-У
и КД-У1 при длине обоймы 105 мм и длине контактной вставки 80
мм..
На отечественных троллейбусах первых выпусков применялись
головки; токоприемников роликового типа (рис. 265, а). В 1939 г.
они были заменены контактными головками скользящего типа (рис.
265, б). К недостаткам головок роликового типа относятся:
быстрый износ бронзовых роликов и значительный расход цветного
металла; быстрый износ осей и втулок (в головках, не имеющих
шариковых подшипников), вызывающий смену головок; частые
срывы головок с изоляторов, а также вместе с изоляторами —
со-штанг; частая поломка деталей; большое искрение при съеме
тока, вызывающее неравномерный и повышенный износ контактного
провода. Этот тип головки токоприемника относится к устаревшему
и менее совершенному способу токосъема.
|