На современных троллейбусах отечественного производства
применяются токоприемники типа РТ-3 и РТ-6. Токоприемники типа
РТ-3 установлены на значительном количестве модернизированных
троллейбусов. МТБ-82.
С 1938 г. начался выпуск более совершенных токоприемников типа
РТ-б, которыми оборудовались троллейбусы последующего выпуска.
Этот тип токоприемника устанавливается и теперь на троллейбусах
МТБ-82Д и ЗИУ-5.
Штанговый токоприемник РТ-6Ж (рис. 263), выпускаемый нашей
промышленностью, состоит из основания 1, держателя 7 с пружинами
3 и штанги 5, соединенной с держателем. Штанга изолирована в
держателе бакелитовым стаканом с резиновым колоколообразным
изолятором 4. Конец штанги с головкой токоприемника 6, несущей
контактную часть, прижимается к проводу сети. Подвижная часть 2
основания токоприемника может вращаться на роликовых и шариковых
подшипниках вертикального штыря неподвижной части. Благодаря
применению в опорах подшипников качения уменьшается трение в
основании.
Штанга токоприемника изготовлена в виде цельнотянутой
тонкостенной трубы из высококачественной специальной стали.
Труба имеет разный диаметр, увеличивающийся ступенями по мере
приближения к. основанию. Один конец штанги закреплен в
держателе болтами путем затяжки его разрезной части. Головка
токоприемника закреплена на штанге хомутиком,
стянутым болтом. Между концом штанги и головкой токоприемника
установлена изоляционная втулка (трубчатый изолятор), которая
полностью изолирует контактный механизм от штанги.
Рис. 263. Общий вид штангового токоприемника РТ-6Ж,
применяемого на троллейбусе ЗИУ-5: hрмакс— 4250 мм — максимальная высота;
hр.макс = 3000 мм — максимальная рабочая
высота; hн = 2700 ми — нормальная рабочая
высота; hр мин = 700 мм — минимальная рабочая
высота
Крепление головки к штанге и штанги к держателю выполнено так,
чтобы при случайных задеваниях за контактную сеть вырывалось не
штанга из основания, а головка.
Контактная часть токоприемника соединена с силовой проводкой
троллейбуса изолированным кабелем марки КРПТ или ПС-2000,
сечением 35 мм2, проложенным внутри штанги.
Токоприемники установлены на крыше троллейбуса на металлическом
постаменте и отделены от него фарфоровыми изоляторами.
Штанги токоприемников могут отклоняться от оси троллейбуса в
горизонтальной плоскости на 110° в любую сторону; поэтому
троллейбус имеет возможность отходить от оси контактных проводов
на 4,5 м в обе стороны. При максимальных отклонениях троллейбуса
от проводов его скорость снижают во избежание схода
токоприемников. Максимальное рабочее отклонение штанги 60°.
Благодаря возможности перемещения токоприемников в вертикальной
плоскости допускаются колебания высоты подвески контактных
проводов от 4,5 до 6 м.
Для установки токоприемников на провода к штангам подвешена
веревка на специальных кольцах, имеющих металлический остов,
опрессованный изоляцией.
В табл. 24 приведены основные технические данные токоприемников
штангового типа.
Т а б л и ц а 24
Основные технические данные токоприемников
Тип
токоприемника
Показатели
РТ-3
РТ-6
Вес
токоприемника,
кг
85
74
Номинальное
напряжение,
в
600
600
Длительный
ток, о
120
120
Высота
подъема от горизонтального положения,
мм:
нормальная
рабочая
2600
2700
минимальная
рабочая ...
700
700
максимальная в свободном состоянии
4900
4250
максимальная рабочая
3000
3000
Длина
токоприемника,
мм
5900 ±50
5900 ±50
Давление на
провод в
кГ
при высоте подвески провода 5,75
м:
при
опускании вниз
18
15
при подъеме
вверх
8,5
9,5
Допустимое
отклонение троллейбуса в обе стороны от оси
4,5
4,5
контактных
проводов,
м
Высота от
головки токоприемника до дорожного покрытия
3500
3650
при
токоприемнике, находящемся под лирой,
мм .
Токоприемники
РТ-6 обладают некоторыми преимуществами по сравнению с
токоприемниками РТ-3. Они имеют меньший вес, более надежную
электрическую изоляцию, могут эксплуатироваться при больших
колебаниях высоты подвески контактных проводов, обладают большим
диапазоном регулирования давления контакта на провод;
статическая характеристика токоприемника РТ-6 обеспечивает
большее постоянство давления его головки на контактный провод;
ограничитель высоты подъема токоприемников РТ-6 имеет пружинное
устройство вместо резинового буфера, установленного на РТ-3.
Вследствие значительного
конструктивного усовершенствования токоприемники типа РТ-6 более
устойчивы на контактных проводах, в меньшей: степени изнашивают
контактные вставки и т. д.