Глава 27. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЯГОВЫХ
ЭЛЕКТРОАППАРАТОВ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
Классификация тяговых электрических аппаратов
Тяговые электрические аппараты принято классифицировать по
назначению и конструкции основных элементов. Исходя из основного
назначения, аппараты или части аппаратов подразделяются на
коммутационные, соединительные и потребляющие.
Коммутационными называются аппараты, предназначенные для
замыкания и размыкания цепей тока. Коммутационные аппараты могут
быть: разрывающими, если они осуществляют замыкания и размыкания
цепи при любых величинах тока, допускаемых для данной цепи
(рубильники, контакторы, автоматические выключатели и пр.), и
разъединяющими, если они осуществляют замыкания и размыкания
цепи при отсутствии или незначительных величинах тока в ней
(разъединители, отключатели тяговых электродвигателей,
штепсельные междувагонные соединения и пр.).
Соединительными называются аппараты или элементы, осуществляющие
разъемное соединение электрических цепей при помощи зажимных
устройств — винтов, болтов, шпилек (коннекторы тяговых
электродвигателей, зажимные устройства и кабельные наконечники
для присоединения проводов к зажимам аппаратов).
Потребляющими электрическую энергию называются аппараты, не
несущие коммутационных или соединительных функций, а лишь
превращающие электрическую энергию в другой вид энергии
(электрические печи; пускотормозные, регулировочные и
ограничительные сопротивления; элект-ропневматические вентили;
клапаны пантографа; электромагнитные тормозы и пр.).
Электрические аппараты в большинстве случаев имеют следующие
конструктивные элементы: проводники — части цепи тока,
обеспечивающие соединение отдельных частей или деталей аппаратов
друг с другом; катушки— детали аппаратов, создающие магнитный
поток; контакты — детали или конструктивные узлы аппаратов,
обеспечивающие замыкание или .размыкание электрических цепей;
дугогасительные устройства — элементы аппаратов, осуществляющие
локализацию и гашение электрической дуги, возникающей между
контактами при их размыкании; приводы — части или конструктивные
узлы аппаратов, осуществляющие рабочее перемещение подвижных
деталей; т. е. срабатывание аппаратов; оболочки, кожухи или
ящики, в которые заключаются собственно аппараты.
Наиболее сложными. и ответственными тяговыми электроаппаратами
являются коммутационные, классифицируемые обычно по конструкции
основных элементов: по видам применяемых контактов; по
устройству дугогашения; по роду привода и по видам оболочек.
В зависимости от геометрической формы касания применяемых
контактов различают аппараты споверхностными, линейными и
точечными контактами. С другой стороны, в зависимости от
кинематической схемы движения и конструкции механизма главных
контактов аппараты подразделяют на следующие группы: со с т ы к
о в ы м и, барабанными, клиновыми и штепсельными контактами.
По устройству дугогашения, а также по
способу локализации и гашения электрической дуги коммутационные
аппараты бывают: с дугогасительными камерам и различных форм; с
роговым дугогашением; с дугогасительными, или деионными,
решетками; с применением твердых газогенерирующих веществ и др.
По роду привода, а также источника его питания различают
аппараты: с непосредственным ручным или ножным приводом или с
дистанционным электромагнитным, пневматическим,
электродвигательным или гидравлическим приводом.
В некоторых случаях коммутационные аппараты классифицируют также
и по конструктивному исполнению кожухов или ящиков, в которые
заключаются механизмы аппаратов, по признакам их защиты от
влияния окружающих условий.
|