На верхней части штока поршня расположена
зубчатая рейка 8, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором
7, который жестко соединен с осью 6, размещенной в стенках
цилиндра.
Возвратно-поступательное движение поршней внутри цилиндра
вызывает соответствующие повороты зубчатого сектора 7 и,
следовательно, оси 6. Оба конца оси 6 выведены из цилиндра
наружу, а один из этих концов соединен с рычагом 19, который при
помощи рычагов 13,14, 18 и 20 приводит в колебательное движение
щетки 15 и 16, очищающие стекла лобового окна троллейбуса.
Для осуществления возвратно-поступательного движения поршней
служит головка 31, которая подает воздух в полость цилиндра и
выпускает его оттуда. Воздух поступает в головку через пусковой
вентиль и канал 28, по которому проходит в двусторонний клапан
25, регулирующий подачу воздуха в левую или в правую часть
цилиндра.
Если впускной клапан 25 занимает левое положение, то воздух,
идущий по каналу 28, проходит правой стороной клапана и через
отверстие 24 в ниппеле 23 устремляется в левую полость 22
цилиндра, вызывая движение поршня вправо.
Если же клапан 25 занимает правое положение, то он перекрывает
отверстие 24, и воздух, поступающий по каналу 284 проходит левой
стороной клапана и через каналы 27 и 26 устремляется в правую
полость 11 цилиндра, вызывая движение поршня влево.
Одновременно с клапаном 25 работает двусторонний клапан 34,
выпускающий воздух из полости цилиндра стеклоочистителя.
Если впускной клапан 34 занимает вместе с клапаном 25 левое
положение, то закрывается выход воздуха из левой полости 22
цилиндра и открывается выход в атмосферу из правой полости 11.
Воздух из правой полости проходит по каналам 26, 27 и 29 в
полость 30 и далее через левую , часть двустороннего клапана 34,
отверстие в ниппеле 32 и отверстие 33 выходит в атмосферу. В то
же время левая полость 22 наполняется воздухом из системы через
клапан 25, находящийся также в левом положении. Поршень 3 в этом
случае, как указывалось выше, перемещается вправо.
При перемещении клапана 34 вместе с клапаном 25 в правое
положение полость 11 цилиндра разъединяется с атмосферой, а
левая полость 22 соединяется с ней. Воздух из левой полости
через правую часть клапана 34 выходит в атмосферу, а правая
полость наполняется воздухом из системы через канал 28 и левую
часть клапана 25. В этом случае поршень 3 перемещается в
обратную сторону, т. е. влево.
Сдвоенный поршень 3 посредством тяги 21 и перемычки 2 управляет
движением клапанов 25 и 34. Перемычка обеспечивает одновременное
перемещение впускного и выпускного- клапанов. Если воздух
попадает в левую полость цилиндра, поршень 3 движется вправо до
тех пор, пока ниппель 5 не упрется в загнутый конец тяги 21. При
помощи ниппеля поршень тянет за собой тягу и перемещает клапаны
25 и 34 вправо. Как только клапаны переместятся в правое
положение, из левой полости цилиндра воздух начинает выходить в
атмосферу, а правая полость наполняется воздухом из системы,
вызывая перемещение поршня влево. Это перемещение прекращается
после того, как днище 17 штока, достигнув конца тяги 21,
переместит клапаны 25 и 34 влево и т. д.
Таким образом, при одновременной работе впускного и выпускного
клапанов достигаются возвратно-поступательное движение поршня и,
следовательно, нормальная работа стеклоочистителя.
Конструктивное выполнение перекидного механизма клапанов
несколько сложнее рассмотренной схемы.
Трубопровод пневматического стеклоочистителя обычно:
присоединяется к общей сети пневматической системы, имеющей
нормальное давление 0,55—0,65 Мн/м2 (5,5—6,5 кГ/см2), но для
приведения в действие пневматического стеклоочистителя
необходимое избыточное давление зна чительно меньше. Понижение
давления воздуха осуществляется пусковым вентилем, установленным
между системой нормального давления и пневматическим приводом
стеклоочистителя.
Использование для привода стеклоочистителя сжатого воздуха
давлением 0,55—0,65 Мн/м2 (5,5—6,5 кГ/см2) не допускается, так
как в этом случае привод стал бы работать слишком быстро, что
привело бы к разрушению передачи механизма или его отдельных
деталей.
|