Глава 12 РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРОЛЛЕЙБУСОВ
Принцип действия рулевого управления троллейбуса
Рулевое управление троллейбуса представляет собой совокупность
механизмов и устройств, служащих для изменения направления
движения. При помощи рулевого управления водитель осуществляет
поворот передних, управляемых колес и таким образом изменяет
направление движения троллейбуса.
Одним из показателей проходимости и
маневренности троллейбуса является радиус его поворота. Чем
меньше радиус поворота, тем лучшей проходимостью и
маневренностью обладает троллейбус. Величина радиуса
поворота зависит от базы троллейбуса и угла поворота управляемых
колес, который у современных троллейбусов достигает 30—37°. На
троллейбусе ЗИУ-5 поворот внутреннего колеса, около
шкворня достигает 37°; а наружного — 31° 48'.
Как указывалось в гл. 5, радиусы поворота отдельных колес должны
сходиться в одной точке — центре поворота. Следовательно,
для обеспечения правильного качения передних колес поворот
их должен производиться на разные углы: а'
— для внутреннего колеса.
а"- для внешнего колеса.
Рис. 70. Схема устройства рулевого
управления
Рулевое управление троллейбуса состоит из рулевого
механизма и рулевого привода (рулевой трапеции). Схема,
приведенная на 1 рис. 70 иллюстрирует принцип действия pyлевого
управления троллейбуса.
Рулевое колесо 1, закрепленное на валу 2
рулевого механизма, вращает червяк 4. Вал 2 расположен в рулевой
колонке 3, соединенной с картером рулевого механизма. Червяк 4
соединен с червячным сектором 5 и при своем вращении
поворачивает сектор на тот или иной угол. Перемещение сектора
вызывает поворот вала 7, на котором он укреплен.
На другом конце вала 7 закреплена рулевая сошка 6. Поворот вала
сектора вызывает перемещение рулевой сошки и шарнирно
соединенной с ней, продольной рулевой тяги 8 вперед или назад.
Продольная рулевая тяга, шарнирно, соединенная с рычагом 11
поворотной цапфы 9, поворачивает этот рычаг, а последний
увлекает за собой всю цапфу и вызывает поворот соединенного с
ней колеса. Одновременно поворачивается второй рычаг 10 цапфы,
вызывающий перемещение поперечной рулевой тяги 12, которая
передает движение рычагу 14 второй цапфы. Рычаг поворачивает
цапфу и соединенное с ней колесо. Рулевая трапеция, состоящая из
балки переднего моста 13, поперечной тяги 12 и двух рычагов 10 и
14, обеспечивает поворот управляемых колес троллейбуса на разные
углы.
Подбор передаточных чисел рулевого
управления оказывает существенное влияние на легкость управления
троллейбусом.
От конструкции и технического состояния рулевого управления
зависит безопасность движения, поэтому оно является наиболее
ответственной частью механического оборудования троллейбуса. К
рулевому управлению предъявляются повышенные требования:
а) простота и надежность конструкции; б) легкость поворота
управляемых колес при ограниченном угле поворота рулевого
колеса;
в) достаточная прочность, износостойкость деталей и простота их
технического обслуживания;
г) минимальное значение ударов и толчков, передаваемых на
рулевое колесо от управляемых колес при езде по неровной дороге;
д) минимальный свободный ход (люфт) рулевого колеса в зоне
нейтрального положения, соответствующего прямолинейному движению
троллейбуса.
|