Глава 11 МОСТЫ И КОЛЕСА ТРОЛЛЕЙБУСОВ
Передние и задние мосты троллейбусов предназначены для
восприятия веса рамы и кузова и передачи его на колеса. В
зависимости от выполняемых функций мосты разделяются на ведущие,
которые несут на себе ведущие колеса, и управляемые, несущие
управляемые колеса.
Ведущие мосты
троллейбусов
Ведущие мосты
троллейбусов МТБ-82Д
В современных троллейбусах ведущими мостами являются задние. В
состав заднего моста троллейбуса входят: картер, редуктор с
дифференциалом, полуоси, ступицы с тормозными устройствами и
рессоры. При помощи рессор ведущий мост воспринимает вес
троллейбуса, приходящийся на заднюю часть рамы или основание
каркаса кузова, передает вертикальную нагрузку колесам, а также
тяговые и тормозные усилия ведущих колес на раму или кузов.
Редуктор, дифференциал и полуоси размещены внутри картера
заднего моста; на кожухах полуосей моста установлены ступицы
колес.
Тяговые и тормозные усилия в троллейбусах передаются чаще всего
при помощи рессор, соединяющих ведущий мост с рамой, а в
некоторых случаях посредством толкающих штанг и трубы карданного
вала.
Специфическими требованиями, предъявляемыми к вёдущему мосту
троллейбуса являются: а) возможность передачи на раму или на
кузов продольных и боковых усилий; б) минимальные габариты по
высоте; в) возможность максимального использования тягового
усилия при различных коэффициентах сцепления правого и левого
ведущих колес; г) минимальный вес неподрессорных частей; д)
возможность передачи вращающего момента к ведущим колесам без
пульсаций при их вращении с различными угловыми скоростями.
Связующим элементом заднего моста является картер. Наибольшее
распространение получили цельные картеры заднего моста — кованые
и литые.
Картер заднего моста современного троллейбуса представляет собой
стальную пустотелую литую балку с впрессованными в нее двумя
стальными кожухами полуосей. На концах кожухов насажены по два
шариковых или конических роликовых подшипника, служащих опорами
ступиц задних колес. На рис. 59 показана ступица заднего колеса
троллейбуса МТБ-82Д.
Для затяжки подшипников ступицы гайками на конце кожуха 16
нарезана резьба 2. На кожух напрессован суппорт тормозов задних
колес 13, жестко прикрепленный заклепками 14 к фланцу 15 картера
заднего моста.
Ступица снабжена шпильками 10, которыми прикрепляются диски
колес 9.
Вращающий момент к ступице колеса передается от полуоси 17 через
шлицевое соединение 1. Для этого на шлицы полуоси насажен фланец
3, Который шпильками 5, ввернутыми в тело ступицы, соединен с
ней.
Полуось расположена внутри стального кожуха 16 и другим концом,
также имеющим шлицы, соединена с полуосевой шестерней
дифференциала.
Ступица вращается на двух конических роликовых подшипниках 8,
закрепленных на кожухе полуоси гайками 4 и 7, между которыми
расположена стопорная шайба 6. Внутренний и наружный подшипники
ступицы ; занимают строго определенное положение.
Внутренний подшипник напрессовывается на кожух полуоси до фланца
кольца 11, а с другой стороны удерживается буртиком 18 ступицы.
На кольце 11 установлен кожаный сальник 12 Такой же сальник
установлен на
полуоси со стороны дифференциала. Наружный подшипник с одной
стороны упирается в буртик 19 ступицы, а с другой, как
указывалось выше, прижат гайками.
Задний мост троллейбуса М1Б-82Д соединяется с рамой при помощи
двух рессор, которые передают тяговые и тормозные усилия от
ведущих колес на раму.
В троллейбусах МТБ-82М для передачи тяговых и тормозных усилий
применены толкающие штанги.
Ступицы ведущих колес троллейбуса МТБ-82М несколько отличны от
ступиц троллейбуса МТБ-82Д и установлены не на конических
роликовых подшипниках, а на двухшариковых подшипниках.
Другое отличие конструкции ступицы МТБ-82М от показанной на рис.
59 заключается в том, что для замены тормозного барабана
необходимо полностью снять ступицу, что является ее недостатком.
|