Глава 9 КАРДАННЫЕ ВАЛЫ
Назначение, схема действия и классификация карданных
передач троллейбуса
Карданная передача применяется для передачи вращающего момента
от одного вала к другому при наличии между валами
некоторого постоянного или переменного угла.
В современных троллейбусах тяговые электродвигатели
подвешиваются к раме или к кузову, а редукторы обычно
размещаются в картере заднего моста. Ввиду этого при различной
нагрузке кузова» а также при колебаниях его в процессе движения
троллейбуса наблюдается постоянное перемещение вала якоря
тягового электродвигателя по отношению к валу редуктора.
Карданная передача на троллейбусе предназначена для соединения
вала якоря тягового электродвигателя с валом редуктора для
передачи вращающего момента от первого вала ко второму при
изменении положения этих валов относительно Друг друга.
Различают два типа карданов: жесткие карданы, допускающие
отклонение осей валов до 35°, и мягкие карданы, или полукарданы,
допускающие отклонение осей валов до 3—5°.
Жесткими карданами называют механизмы, которые передают
вращающий момент от одного вала к другому посредством шарнирного
соединения.
Мягкими карданами называют устройства, передающие вращающий
момент от одного вала к другому при помощи упругих элементов за
счет их гибкости.
По конструктивным признакам жесткие карданы разделяются на три
группы: а) простые карданы с явно выраженными осями вращения; б)
шаровые карданы и в) карданы прочих конструкций.
Мягкие карданы подразделяются на: а) карданы с металлическими
дисками и б) карданы с дисками из прорезиненной ткани. Эти типы
карданных передач в большинстве случаев устанавливаются только
для компенсации погрешностей сборки и деформаций рамы,
вызывающих смещение осей двух валов.
В современных троллейбусах отечественного производства МТБ-82Д и
ЗИУ-5 применяются жесткие карданы. Мягкие карданы применялись
лишь на троллейбусах типа Л К и ЯТБ-1.
Наиболее распространенная схема жесткого кардана представлена на
рис. 39.
Рис. 39. Схема кардана
Кардан состоит из двух вилок 1 и 2, жестко соединенных с валами
3 и 4, и крестовины 5. При помощи своих четырех шипов крестовина
кардана шарнирно связывает обе вилки, соединяя тем самым валы 3
и 4. Шарнирное соединение шипов крестовины с вилками позволяет
ей вращаться относительно осей MN и PL, благодаря чему
достигается передача вращающего момента от вала 3 к валу 4 как
при постоянном, так и при переменном значениях угла между осями
этих валов.
Во время движения троллейбуса одновременно с изменением углов
между валами якоря тягового электродвигателя и редуктора и
происходит изменение расстояния между ними.
Для того чтобы карданные передачи могли нормально работать при
меняющемся
расстоянии между центрами карданов, валы
снабжаются шлицевыми соединениями, позволяющими в известных
пределах свободно изменять их длину. Шлицевые соединения дают
также возможность компенсировать неточности монтажа, чем создают
удобства при установке карданных передач, не требуя точной
подгонки их в продольном направлении.
На рис. 40 приведена схема, иллюстрирующая назначение шлицевого
соединения карданного вала для случая, когда тяговые и тормозные
усилия передаются на раму через рессоры.
|