Возможные методы
экспериментального исследования плавности хода троллейбусов
Экспериментальные исследования плавности хода троллейбуса могут
проводиться как в лабораторных условиях (на стенде), так и в
дорожных условиях (на линии). При дорожных испытаниях плавности
хода троллейбуса могут быть определены: а) ускорения колебаний
путем регистрации их при помощи акселлерографов, размещенных в
разных местах кузова и на сидениях; б) угловые колебания кузова,
записываемые при помощи гироскопических приборов; в)
вертикальные перемещения кузова и колес, регистрируемые
киносъемкой троллейбуса в моменты переезда неровностей, а также
фиксируемые путем фотографирования перемещений светящихся точек,
укрепленных на троллейбусе.
При стендовых испытаниях троллейбуса может быть осуществлено
исследование колебательных процессов, т. е. регистрация
количественных значений перемещений и ускорений кузова с помощью
самопишущих приборов одним из следующих способов: а)
подтягиванием с последующим быстрым опусканием кузова
троллейбуса; б) быстрым опусканием троллейбуса, поднятого на
высоту до 50 мм, на специальных, резко опускающихся площадках;
в) периодическими колебаниями подвешенных площадок, на которых
установлен троллейбус (например, с помощью шатунно-кривошипного
механизма; г) установкой колес троллейбуса на вращающихся
беговых барабанах, имеющих эксцентриситет или выступы; д)
установкой троллейбуса колесами на движущиеся бесконечные ленты
с неровностями и др. ' ,
При исследовании плавности хода троллейбуса наряду с общей
оценкой основных параметров колебательных процессов следует
также определять: а) величины подрессоренных и неподрессоренных
масс, приходящихся на переднюю и заднюю подвески; б)
характеристики передней и задней подвески амортизаторов,
пневматических шин, сидений и других упругих элементов.
Исследование работы амортизаторов осуществляется при помощи
специальных установок, определяющих силы сопротивления при
разных частотах и амплитудах колебания кузова, давление и
температуру жидкости , в амортизаторе и т. д.
Экспериментальные исследования плавности хода троллейбуса в СССР
пока не проводились, и поэтому приведенные выше соображения
должны рассматриваться лишь как возможные направления при
разработке методов предстоящих испытаний, необходимость в
которых назрела.
4 Проводившиеся исследования плавности хода различных
автомобилей показали, что наиболее существенными показателями
колебательных процессов являются собственные частоты колебаний
кузова, ускорения начавшихся колебаний и их максимальные
амплитуды.
Например, ускорения колебаний 1,5 м/сек? при амплитуде 20 мм и
частоте 150 колебаний в минуту в случае их систематического
повторения становятся тягостными. Если величины ускорений
колебаний повышаются до 2,5 м/сек2, тягостные ощущения
появляются через несколько минут, а при возникновении ускорений
до 4,5—5,0 м/сек2 в течение весьма непродолжительного времени, в
человеческом организме могут появиться вредные последствия.
Допустимая скорость нарастания ускорений колебаний не должна
превышать 10—15 м/сек3, при ее увеличении до 25 м/сек3 возникают
неприятные ощущения [1].
При частоте колебаний менее 60 в минуту наблюдается укачивание
человека, а в случае превышения 150 колебаний в минуту
человеческий организм ощущает жесткость движения.
При оценке плавности хода автомобилей пользуются также, как
указывалось выше, и энергетическим показателем колебаний — палем.
Удовлетворительным энергетическим показателем считается такой,
при котором число палей не превосходит 30—40.
|