Глава V УПРАВЛЯЕМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ
ДВИЖЕНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСА
Под управляемостью троллейбуса понимается его способность
двигаться в заданном направлении, обеспечиваемая
соответствующими механизмами.
Устойчивостью движения троллейбуса называется его способность
сохранять заданное движение в разнообразных дорожных условиях,
т. е. противостоять скольжению, буксованию колес, заносу и
опрокидыванию.
Между управляемостью и устойчивостью троллейбуса существует
тесная связь. Нарушение управляемости может повлечь за собой
занос или, в худшем случае, опрокидывание машины. С другой
стороны, возникающее скольжение передних колес может привести к
нарушению или потере управляемости. Согласно общей теории
устойчивости движения механической системы оно является
устойчивым, если в результате возникновения возмущений характер
движения мало изменяется и восстанавливается, сколько бы ни
продолжалось действие возмущающих сил. Увеличение стечением
времени хотя бы незначительных первоначальных отклонений
приводит к неустойчивости движения.
В том случае, когда первоначальные отклонения нарастают
относительно медленно, водитель троллейбуса располагает
достаточным временем, чтобы с помощью рулевого управления или
тормозной системы принудительно восстановить устойчивость и
обеспечить необходимую безопасность движения. Быстрое нарастание
возникшего отклонения может привести к потере управляемости,
заносу и аварии.
Основными причинами, вызывающими различные возмущения движения
троллейбуса, являются: неравенство касательных реакций на разные
колеса; неровности, закругления, а также продольный и поперечный
уклоны пути; инерционные и аэродинамические явления и т. д.
Факторами, способствующими возмущению движения, являются
уменьшение коэффициента сцепления шин с дорогой и высокие
скорости движения.
|