Движение троллейбуса происходит под действием силы тяги,
развиваемой электродвигателем и передаваемой посредством тяговой
передачи ведущим колесам. Последние реализуют силу тяги при их
качении по дорожному покрытию.
Между мощностью тягового электродвигателя и вращающим моментом
на валу якоря существует зависимость (в системе СИ)
Из курса основ электрической тяги известно, что
сумма сил сопротивления движению троллейбуса состоит из: 1)
сопротивления качению шин на горизонтальной поверхности; 2)
сопротивления воздушной среды;
3) сопротивления подъему и 4) сопротивления, вызываемого потерями в
тяговой передаче и других механизмах. Кроме того, в процессе разгона
троллейбуса часть силы тяги, развиваемой ведущими колесами,
затрачивается на преодоление инерции, массы троллейбуса.
В некоторых случаях полное сопротивление движению разделяют на основное
и добавочное. При этом основным сопротивлением называют сопротивление
движению на прямом и горизонтальном участках пути при отсутствии ветра,
а добавочным сопротивлением — силы, возникающие при движении троллейбуса
на подъемах, поворотах, а также от действия ветра.
В процессе ускорения или замедления, т. е. при неравномерном движении
троллейбуса, на величину вращающего момента, который необходимо подвести
к ведущим колесам, оказывают влияние силы инерции вращающихся частей.
При ускоренном движении вращающий момент, подведенный к шинам ведущих
колес, уменьшается на величину, требуемую для ускорения вращения якоря
электродвигателя, тяговой передачи и колес троллейбуса.