Динамические показатели и плавность хода троллейбуса
Главная     Учебники - Троллейбусы       Троллейбусы (теория, конструкция и расчет) Ефремов И.С. - 1969 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Динамические показатели и плавность хода троллейбуса

 


Динамические показатели, включающие в себя тяговые и тормозные качества и скорости движения троллейбуса, зависят от мощности электродвигателя, принятой системы управления им, конструкции и эффективности действия тормозных устройств. Динамические показатели троллейбуса характеризуют весь процесс его движения на линии. К числу основных динамических показателей относятся: а) ускорение; б) замедление; в) скорость сообщения; г) максимальная установившаяся скорость.
Динамические показатели троллейбуса могут быть определены тяговым расчетом или путем соответствующих испытаний.

Тяговые и тормозные качества троллейбуса рекомендуется оценивать при его движении с нормальной нагрузкой на горизонтальном участке пути с сопротивлением движению, равным 120—150 н/т (12—15 кПт).

Скорость движения троллейбуса, его ускорение при разгоне и замедление во время торможения при данных сопротивлениях движению определяется тяговыми характеристиками троллейбуса и свойствами тормоз- .

вой системы.

Способность троллейбуса развивать определенные величины ускорения  в процессе разгона и замедления при заданных условиях движения является  весьма важным динамическим показателем, от которого в значительной
мере зависит скорость сообщения. Повышение ускорения и замедления

тем больше сказывается на повышении скорости сообщения, чем меньше расстояние между остановками. При высоких ускорениях несколько снижаются потери электрической энергии в пусковых реостатах за счет уменьшения времени пуска.

При оценке динамических качеств троллейбуса обычно учитывают среднее и максимальное ускорения, развиваемые им в период разгона.

Приближенно величина среднего ускорения
 

 

 

 

Максимальное ускорение при нагруженной машине и наибольшей скорости переключения пусковых ступеней обусловливает необходимую проч- ' ность кузова и механизмов троллейбуса.

Определение оптимальных значений динамических показателей, в особенности скорости сообщения, представляет одну из главных задач при разработке новых, более совершенных типов троллейбусов. Следует иметь в виду, что для массового пассажирского транспорта ускорения и замедления ограничены допустимыми значениями силы тяги. Для стоящих пассажиров условия движения можно считать приемлемыми, если величину среднего ускорения не превышает 1,5 м/сек2, а скорость нарастания ускорения

 

 

 не превосходит 2 м/сек2. На существующих типах троллейбусов большинство водителей обычно подъезжает к остановкам с замедления- . ми порядка 1—1,3 м/сек2. Значительные толчки при разгоне вызывают утомляемость и неприятные ощущения у пассажиров, а также отражаются . на износостойкости деталей троллейбуса.

Сила тяги, достигающая в период разгона максимальных значений, не должна превышать величины, допустимой по условиям сцепления (что имеет существенное значение для движения в зимних условиях). Величина пускового тока, исходя из условий механической прочности, нагрева и коммутации тяговых электродвигателей, также не- должна превышать допустимые величины.

К максимальной установившейся скорости движения троллейбуса, обусловливаемой характеристиками двигателя, относят обычно скорость движения нормально нагруженного троллейбуса на горизонтальном участке пути. Максимальная скорость движения зависит от тяговых характеристик троллейбуса, т. е. от вида зависимости v = f(Pк) (где Pк— сила тяги) и от веса нагруженного троллейбуса.

Максимальная скорость троллейбуса реализуется в основном на длинных перегонах. При движении на коротких перегонах она обычно не достигается. Тем не менее величина выбранной максимальной скорости оказывает существенное влияние на скорость сообщения при любых, в том числе коротких, перегонах, так как она определяет расположение тяговой характеристики троллейбуса. Например, повышение выбранного значений максимальной скорости увеличивает длительность движения в области больших тяговых, усилий в процессе пуска и разгона по автоматической характеристике. Увеличение максимальной скорости связано с повышением мощности тягового электродвигателя и потому целесообразно только до определенного, обоснованного предела.

В обычных условиях городского движения, при небольших расстояниях между остановками и частых случаях ограничения скоростей, не всегда целесообразно стремиться к максимальным значениям скоростей, поскольку их преимущества могут оказаться неиспользованными. Максимальные скорости могут быть более эффективно использованы в условиях пригородного движения или движения по вылетным маршрутам с относительно редкими остановками, где количество препятствий, вызывающих снижение скорости, меньше, чем в условиях интенсивного уличного движения.

Максимальная скорость оказывает существенное влияние на конструкцию кузова, агрегатов и механизмов троллейбуса, а также обусловливает необходимую прочность их деталей. Величину максимальной скорости движения троллейбуса на разных профилях пути определяют тяговым .расчетом и опытным путем; для современных троллейбусов она составляет 17—22 м/сек (60—80 км/ч).

При проектировании городского электрического транспорта и в процессе его эксплуатации иногда встречается необходимость в определении максимального подъема или угла подъема продольного профиля пути,
 который может преодолеть троллейбус. Этот показатель находят из условий установившегося движения троллейбуса при заданном сопротивлений ^движению.

Например, тяговые свойства электродвигателя троллейбуса МТБ-82Д  дают возможность преодолевать затяжные, в условиях города, подъемы .

Плавность хода троллейбуса зависит от ряда его конструктивных особенностей. Значительное влияние на плавность хода оказывают принятые система и конструкция подвешивания кузовов к переднему и заднему мостам. Например, наличие амортизатора значительно улучшает, а высокая жесткость рессор — ухудшает плавность хода троллейбуса. Оптимальное значение жесткости рессор и влияние других конструктивных особенностей троллейбуса на плавность его хода еще недостаточно изучены и требуют дальнейшего исследования.

Шум, вызываемый действием агрегатов и механизмов, должен быть г практически незаметным для пассажиров. Близкая к этому величина —  до 60 дб достигнута в лучших легковых автомобилях.

Основные динамические показатели троллейбусов приведены в табл. 5.

 

 

Таблица 5
Основные тяговые и тормозные показатели отечественных и чехословацких троллейбусов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..