Весовые показатели и осность троллейбуса
Главная     Учебники - Троллейбусы       Троллейбусы (теория, конструкция и расчет) Ефремов И.С. - 1969 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

Весовые показатели и осность троллейбуса

 



Весовые показатели троллейбуса характеризуются; а) полным весом троллейбуса в нагруженном состоянии; б) весом троллейбуса в ненагруженном состоянии (собственный вес) в) распределением веса троллейбуса по осям в нагруженном и ненагруженном состоянии; г) собственным весом троллейбуса, приходящимся на 1 м2 площади пола;

д) коэффициентом использования веса троллейбуса.

Полный вес троллейбуса

 

 

 

где G — вес троллейбуса в ненагруженном состоянии, кг

n — количество пассажиров (включая обслуживающий персонал);
q — вес одного пассажира, в среднем принимаемый равным 70 кг.

 

 

Собственный вес троллейбуса зависит от его размеров, типа, вместимости, конструкции, материалов, применяемых для изготовления троллейбуса; он колеблется в пределах от б до 10 т для одноэтажных, от 9 до 13 т для двухэтажных троллейбусов и от 10 до 16 т для троллейбусов шарнирно-сочлененного типа.

Распределение веса троллейбуса по осям обусловливает определенное соотношение весов, приходящихся на задние и передние мосты. Рекомендуется следующее соотношение долей веса: 65—67% на заднюю ось и 35— 33% на переднюю ось.

Значительное отклонение от этого соотношения может привести к перегрузке отдельных колес и неправильной работе пневматических шин, а также другого оборудования. Поэтому при проектировании троллейбуса и размещении его оборудования учитывают не только желательную планировку пассажирского помещения и расположение дверей, но также распределение веса по осям и колесам.

Собственный вес троллейбуса, приходящийся на 1 м2 площади пола, в известной степени характеризует уровень развития техники троллейбусо-строения: чем ниже этот показатель, тем совершеннее конструкция кузова и оборудования.

Цельнометаллические троллейбусы безрамной конструкции (с несущим кузовом) дают наиболее низкие значения удельного веса. Более легкий троллейбус требует тяговый электродвигатель меньшей мощности, расходует меньше электрической энергии на движение и, следовательно, более экономичен в эксплуатации. В табл. 3 приведены весовые показатели троллейбусов.

 

 

 

Таблица 3

Весовые показатели троллейбусов отечественного и чехословацкого производства

 

 

 

 

Таблица показывает, что цельнометаллические троллейбусы ЗИУ-5 из всех типов одноэтажных троллейбусов отечественного производства имеют наиболее низкие удельные весовые показатели.

 

Коэффициентом использования веса троллейбуса

 

 

 

Величина коэффициента использования веса современных троллейбусов достигает следующих значений:

для одноэтажных троллейбусов 0,5—0,65; для сочлененных троллейбусов 0,6—0,75; для двухэтажных троллейбусов 0,7—0,8.
 

 

У троллейбуса МТБ-82 коэффициент равен 0,52, у троллейбуса  ЯТБ-3 — 0,75, у троллейбуса ЗИУ-5 — 0,54 и у сочлененного троллейбуса ТС —0,42.

Чем выше значение коэффициента  при прочих равных условиях, тем совершеннее конструкция троллейбуса и тем рациональнее испольузуются материалы.

Однако необходимо иметь в виду, что увеличение коэффициента использования веса за счет более плотного размещения сидений, уменьшения их размеров или увеличения количества мест для стоящих пассажиров путем введения, например, продольных сидений снижает комфортабельность троллейбуса.

Существенное облегчение веса троллейбуса достигается при использовании легированных сталей, легких сплавов и пластмасс.

Количество осей в троллейбусе оказывает существенное влияние на его конструкцию, планировку и эксплуатационные качества. Например, в Троллейбусах большой вместимости с одной ведущей осью встречаются г затруднения при выборе конструкции редуктора, поскольку в нем возникают в этом случае большие усилия. Для передачи высоких нагрузок одним  редуктором требуется значительное увеличение габаритных размеров этого механизма. Ограниченность габаритов вынуждает иногда конструкторов  принимать решения, не удовлетворяющие требованиям достаточно высоткой износостойкости механизма. В троллейбусах с одной ведущей осью  возникают также трудности при выборе размеров пневматических шин задних колес.

 В троллейбусах с двумя ведущими мостами можно более удовлетворительно; решить вопросы, связанные с выбором конструкции редукторов и  размеров пневматических шин. Однако увеличение количества осей усложняет конструкцию шасси, несколько увеличивает собственный вес и удорожает троллейбус.

 (Оптимальное решение вопроса при определении осности троллейбуса
является весьма ответственной задачей конструкторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..