Вместимость троллейбуса и планировка кузова
Главная     Учебники - Троллейбусы       Троллейбусы (теория, конструкция и расчет) Ефремов И.С. - 1969 год

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Вместимость троллейбуса и планировка кузова



Вместимостью называется общее количество мест для сидящих и стоящих пассажиров при различной степени наполнения троллейбуса.

Следует различать нормальнее наполнение, а также среднее и максимальное (в часы пиковой нагрузки). Разница в этих показателях состоит в различной степени заполнения прохода стоящими пассажирами; при этом количество мест для сидения остается неизменным.

При нормальном наполнении троллейбуса количество стоящих пассажиров принимают из расчета три человека на 1 м2 свободной площади пола, при среднем наполнении — пять человек и при максимальном наполнении в часы пик — восемь человек на 1 м2 свободной площади пола. Величина максимального наполнения троллейбуса ограничивается в первую очередь неудобствами для пассажиров, а также размером пневматических шин и надежностью рессорной подвески.

Вместимость троллейбуса — общее количество мест для сидящих и стоящих пассажиров

 

 

 

 

Вместимость является важнейшим показателем провозной способности троллейбуса. Она зависит от размеров кузова — его длины и ширины —  от планировки, определяемой расположением входных и выходных  дверей.
 

Расположение пассажирских сидений в троллейбусах бывает: а) двухстороннее поперечное; б) двустороннее продольное; в) двустороннее продольно-поперечное.

 При двустороннем поперечном размещении диванов применяются
 двух- и одноместные сидения, в зависимости от ширины кузова. В современных троллейбусах с шириной кузова 2,6—2,7 м устанавливаются двух-местные диваны (двустороннее поперечное расположение), между которыми  остается проход достаточной ширины.

 Двустороннее поперечное расположение диванов в кузове обеспечивает наибольшее количество мест для сидения и создает удобства для пассажиров. Недостатком такого расположения диванов является некоторое ограничение общей вместимости троллейбуса, так как площадь пола, занимаемая проходом, а следовательно, и количество мест для стоящих пассажиров при этой планировке оказываются минимальными. С другой стороны.

уменьшение ширины прохода несколько затрудняет продвижение пассажиров.

Основные типы отечественных троллейбусов имеют двустороннее поперечное расположение диванов (рис. 6), за исключением небольшой зоны, у задней входной двери, где поперечному расположению препятствуют надколесные кожухи.

Двустороннее продольное расположение диванов при прочих равных: условиях позволяет повысить вместимость троллейбуса за счет увеличения
количества мест для стоящих пассажиров, а также получить более свободные проходы. Однако такая Планировка создает большие неудобства  для сидящих пассажиров и значительно уменьшает количество мест для сидения.

 

 

 

 

Рис. 6. Планировка пассажирского помещения отечественных троллейбусов с двусторонним поперечным расположением диванов

 

 

 

 

Троллейбусы могут иметь разное количество дверей: а) две двери  (входную и выходную); б) три двери (одну входную и две выходные, или  наоборот); в) одну дверь (входную и выходную);

Размещение дверей может быть различным: впереди или позади передней и задней осей, а также в средней части кузова. В соответствии с действующими правилами и размещением дверей посадка пассажиров в троллейбус производится через заднюю или переднюю дверь, а высадка — через  противоположную дверь.
В современных троллейбусах наибольшее распространение получила планировка кузова с двумя дверями (входной и выходной), обеспечивающими нормальную смену пассажиров. На рис. .7 показаны три варианта компоновки кузовов, снабженных двумя дверями.

Первый вариант (рис. 7, а) предусматривает вход через переднюю дверь,  расположенную впереди передней оси. При такой компоновке кузова задний свес его получается почти равным переднему. В этом случае возможно  размещение двигателя и другого электрооборудования в задней’ части -троллейбуса без нарушения правильного распределения веса по осям.

Второй вариант (рис. 7, б) предусматривает вход через заднюю дверь, расположенную позади задней оси. При такой компоновке кузова задний свес получается больше переднего и расположение электрооборудования в задней части кузова затрудняется в связи с перегрузкой задней оси. Второй вариант расположения дверей осуществлен на всех серийных троллейбусах МТБ-32 отечественного производства.
• В третьем варианте, выполненном на троллейбусе ЗИУ-5 (рис. 7, в), входная и выходная двери расположены за пределами базы.

 К достоинствам первого варианта расположения дверей относятся: возможность обслуживания троллейбуса одним водителем без кондуктора; более Полное использование площади пола под пассажирские места, что улучшает коэффициент использования веса троллейбуса; возможность сосредоточения почти всего электрического оборудования в заднем отсеке кузова.

Недостатком этого варианта является расположение дверей впереди колес, что создает опасность для пассажиров в момент отправления троллейбуса с остановки, особенно при большой загрузке а) у
 городского транспорта, а также вызывает некоторые не-

 удобства для стоящих пассажиров.

Расположение кузова и

 дверей по второму варианту : безопаснее для пассажиров,

 но лишено преимуществ первого варианта.

При первом варианте  размещения дверей и входе сзади в задней части кузова получается как бы мертвое пространство и создаются противоположно направленные потоки пассажиров, что заметно уменьшает наполнение кузова и увеличивает -время стоянки на промежуточных остановках.

Третий вариант компоновки обладает преимуществами первого и второго вариантов, но создает трудности в достижении правильного распределения веса между передней и задней осями, а также некоторую опасность для пассажиров, выходящих или входящих через переднюю дверь в момент трогания.

В некоторых зарубежных троллейбусах, а также в отечественном троллейбусе шарнирно-сочлененного типа кузовы имеют по три и четыре двери.

Количество дверей и их расположение в кузове, количество осей и наличие кабины водителя оказывают существенное влияние на планировку кузова троллейбуса, его вместимость и комфортабельность. Принятая планировка кузова — весьма важный фактор, определяющий его компоновку.
 

 

 

 

 

Рис. 7. Схемы расположения дверей в кузове троллейбуса по отношению к его осям:
— впереди осей; 6 — позади осей; в — вне базы троллейбуса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..