Развитие
конструкции троллейбусов
Трехосные троллейбусы
Современное
развитие конструкций троллейбусов за границей характеризуется
следующими тенденциями: автоматизация управления тяговыми
электродвигателями; облегченный вес кузова, а также
механического и электрического оборудования; повышенные скорости
вращения и уменьшенный вес тяговых электродвигателей;
уменьшенные габариты отдельных видов оборудования (контроллеров,
контакторных панелей и пр.); применение легированных,
антикоррозионных сталей для изготовления кузова; значительное
усовершенствование системы подвешивания кузова и т. д. В
Чехословакии эксплуатируются также трехосные троллейбусы.
Один из типов трехосных троллейбусов
послевоенного производства чехословацкой промышленности приведен
на рис. 4. Длина троллейбуса 10,985 м, ширина — 2,5 м
высота — 3,47 м общее число мест при среднем
наполнении — 100. Вес троллейбуса в ненагруженном состоянии —
8,35 т. Все тяговое электрооборудование, за исключением
токоприемников, смонтировано непосредственно на шасси и имеет
свободный доступ для технического обслуживания. На троллейбусе
установлен тяговый электродвигатель смешаного возбуждения
мощностью 120 кет. Электрическое управление электродвигателем
косвенное, автоматическое. Максимальная установившаяся скорость—
18 м/сек (65 км/ч).
Рис. 4. Общий вид трехосного чехословацкого
троллейбуса
Трехосный троллейбус другого типа
оборудован четырьмя тяговыми электродвигателями
последовательного возбуждения мощностью по 25 кет каждый.
Электродвигатели имеют непосредственное соединение с задними
ведущими колесами. Электрическое управление тяговыми
электродвигателями косвенное, неавтоматическое.
В целях повышения провозной способности троллейбусного
транспорта в последние годы в некоторых странах (Италия,
Франция, Швеция, ФРГ, Швейцария и др.) спроектированы, построены
и эксплуатируются троллейбусы повышенной вместимости
шарнирио-сочлененного типа. В качестве примеров приводятся
некоторые сведения об этих троллейбусах.
Французской фирмой «Ветра» выпущено несколько четырехосных
троллейбусов, состоящих из передней трехосной секции, снабженной
тяговым электродвигателем смешанного возбуждения 147 кет (200 л.
с.), и задней одноосной секции, шарнирно соединенных между
собой. Общая длина такого троллейбуса — 18,6 м, вместимость (с
учетом перегрузки) — около 200 пассажиров, установившаяся
скорость на горизонтальном участке пути достигает 15 м/сек (55
км/ч).
Сочленение передней и задней секций выполнено на уровне пола с
помощью центрального шарнира, образуемого круглой платформой,
расположенной между двумя гибкими простенками кузова. Гибкие
части бортов кузова допускают взаимное перемещение секций
троллейбуса на угол до 33—34°. Кузова секций безрамной (несущей)
конструкции. Борта выполнены из ребристого листового металла и
как бы образуют главные лонжероны.
Передняя ось моторной секции является направляющей
(управляемой), а две задние — ведущими, связанными между собой
при помощи дифференциала.
Задняя секция представляет собой полуприцеп, опирающийся своей
передней частью на кузов передней секции. Положение колес оси
этой
секции определяется относительным перемещением обеих частей
кузова; благодаря регулируемой системе управления ход колес оси
полуприцепа на поворотах в точности согласуется с ходом колес
задней пары осей передней секции. По имеющимся сведениям, такая
конструкция допускает устойчивое движение троллейбуса с большой
скоростью без возникновения зигзагообразного качения колес.
Троллейбус снабжен пневматической тормозной системой, приводящей
в действие колесные тормозные устройства всех четырех осей.
Кроме того, применяется электрическое рекуперативное и
реостатное торможение.
Открывание и закрывание четырех дверей троллейбуса производится
при помощи электропневматических устройств. Для освещения салона
применяются боковые светящиеся рампы, размещенные в основании
потолочного свода и состоящие из люминесцентных трубчатых ламп.
Каждая группа из трех ламп в ряду питается от контактной сети
постоянным током от рабочего напряжения 600 в через посредство
стабилизирующего сопротивления. Вспомогательное и аварийное
освещение питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 в.
Итальянской фирмой «Штанга» изготовляются трехосные троллейбусы
сочлененного типа. Троллейбус эксплуатируется в Риме и имеет
следующие данные: наружная длина — 18,3 м; наружная ширина — 2,5
м; высота — 3,03 м; колея колес передней оси — 2,05 м
колея колес средней и задней осей — 1,842 м; высота до уровня
пола (в нагруженном состоянии) — 0,83 м; расстояние между осями
— 6,7 м мест для сидения — 51; мест для
стояния — 100; радиус поворота по средней оси — 11 м; вес в
ненагруженном состоянии — 14 т.
Троллейбус состоит из двух секций, одна из которых (передняя)
имеет две оси, а вторая (задняя) — одну ось. Передняя часть рамы
задней секции шарнирно сочленена с задней частью рамы передней
секции и опирается на нее. Герметическое соединение передней и
задней секций осуществляется в зоне сочленения при помощи
жесткого тамбура. Для быстрого обмена пассажиров на остановках
кузов троллейбуса имеет три широкие двустворчатые двери,
открывающиеся внутрь. Задняя дверь служит для входа пассажиров,
а средняя и передняя двери — для выхода.
Открыванием и закрыванием передней двери управляет кондуктор, а
задней дверью — водитель. Средняя дверь открывается
автоматически, при вступлении пассажира на подножку. Следует
заметить, что автоматическое открывание и закрывание средней
двери возможно только на остановке, в результате включения
водителем автоматического управления дверью.
Рабочее место кондуктора троллейбуса находится посередине задней
секции кузова, где имеется достаточно большая зона для
размещения только что вошедших пассажиров. В часы пик пассажиры
могут обслуживаться двумя кондукторами.
Направление движения троллейбуса осуществляется при помощи
передних и задних управляемых осей. Поворот колес
синхронизирован таким образом, что задние колеса следуют точно
по следу колес средней оси. Такая конструкция механизма
управления сочлененным троллейбусом позволяет обеспечить
минимальный радиус поворота — около 11 м.
Троллейбус снабжен двумя тяговыми электродвигателями постоянного
тока с часовой мощностью по 50 кет каждый. Тяговые
электродвигатели расположены на средней и задней ведущих осях. В
результате такого расположения электродвигателей передняя и
задняя секции имеют самостоятельные приводы, что почти полностью
освобождает механизм шарнирного сочленения от передачи силы тяги
и торможения, а также обеспечивает возможность создания наиболее
надежной конструкции узла сочленения.
Применяемая автоматическая многоступенчатая система пуска
обеспечивает достаточную плавность хода при трогании и разгоне.
Установившаяся скорость движения по ровному пути составляет
около 14 м/сек (5.1 км/ч).
Обществом, Альфа-Ромео (Италия) изготовлен пятиосный сочлененный
троллейбус вместимостью до 210 пассажиров. Общая длина этого
троллейбуса 19 м\ собственный вес— 19 т; вес с пассажирами 3.1,5
т. Передняя ось управляемая, а средняя и задняя (передней
секции) — ведущие. Обе оси задней секции — только управляемые.
Встречаются также и другие разновидности конструкций
троллейбусов сочлененного типа.
|