Трехосные троллейбусы

Главная     Учебники - Троллейбусы       Троллейбусы (теория, конструкция и расчет) Ефремов И.С. - 1969 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Развитие конструкции троллейбусов

 

 

Трехосные троллейбусы

 

Современное развитие конструкций троллейбусов за границей характеризуется следующими тенденциями: автоматизация управления тяговыми электродвигателями; облегченный вес кузова, а также механического и электрического оборудования; повышенные скорости вращения и уменьшенный вес тяговых электродвигателей; уменьшенные габариты отдельных видов оборудования (контроллеров, контакторных панелей и пр.); применение легированных, антикоррозионных сталей для изготовления кузова; значительное усовершенствование системы подвешивания кузова и т. д. В Чехословакии эксплуатируются также трехосные троллейбусы.
 

 

Один из типов трехосных троллейбусов послевоенного производства чехословацкой промышленности приведен на рис. 4. Длина троллейбуса 10,985 м, ширина — 2,5 м    высота — 3,47 м   общее число мест при среднем наполнении — 100. Вес троллейбуса в ненагруженном состоянии — 8,35 т. Все тяговое электрооборудование, за исключением токоприемников, смонтировано непосредственно на шасси и имеет свободный доступ для технического обслуживания. На троллейбусе установлен тяговый электродвигатель смешаного возбуждения мощностью 120 кет. Электрическое управление электродвигателем косвенное, автоматическое. Максимальная установившаяся скорость— 18 м/сек (65 км/ч).

 

 

 

 

Рис. 4. Общий вид трехосного чехословацкого троллейбуса

 

 

Трехосный троллейбус другого типа оборудован четырьмя тяговыми электродвигателями последовательного возбуждения мощностью по 25 кет каждый. Электродвигатели имеют непосредственное соединение с задними ведущими колесами. Электрическое управление тяговыми электродвигателями косвенное, неавтоматическое.

В целях повышения провозной способности троллейбусного транспорта в последние годы в некоторых странах (Италия, Франция, Швеция, ФРГ, Швейцария и др.) спроектированы, построены и эксплуатируются троллейбусы повышенной вместимости шарнирио-сочлененного типа. В качестве примеров приводятся некоторые сведения об этих троллейбусах.

Французской фирмой «Ветра» выпущено несколько четырехосных троллейбусов, состоящих из передней трехосной секции, снабженной тяговым электродвигателем смешанного возбуждения 147 кет (200 л. с.), и задней одноосной секции, шарнирно соединенных между собой. Общая длина такого троллейбуса — 18,6 м, вместимость (с учетом перегрузки) — около 200 пассажиров, установившаяся скорость на горизонтальном участке пути достигает 15 м/сек (55 км/ч).

Сочленение передней и задней секций выполнено на уровне пола с помощью центрального шарнира, образуемого круглой платформой, расположенной между двумя гибкими простенками кузова. Гибкие части бортов кузова допускают взаимное перемещение секций троллейбуса на угол до 33—34°. Кузова секций безрамной (несущей) конструкции. Борта выполнены из ребристого листового металла и как бы образуют главные лонжероны.

Передняя ось моторной секции является направляющей (управляемой), а две задние — ведущими, связанными между собой при помощи дифференциала.

Задняя секция представляет собой полуприцеп, опирающийся своей передней частью на кузов передней секции. Положение колес оси этой
секции определяется относительным перемещением обеих частей кузова; благодаря регулируемой системе управления ход колес оси полуприцепа на поворотах в точности согласуется с ходом колес задней пары осей передней секции. По имеющимся сведениям, такая конструкция допускает устойчивое движение троллейбуса с большой скоростью без возникновения зигзагообразного качения колес.

Троллейбус снабжен пневматической тормозной системой, приводящей в действие колесные тормозные устройства всех четырех осей. Кроме того, применяется электрическое рекуперативное и реостатное торможение.

Открывание и закрывание четырех дверей троллейбуса производится при помощи электропневматических устройств. Для освещения салона применяются боковые светящиеся рампы, размещенные в основании потолочного свода и состоящие из люминесцентных трубчатых ламп. Каждая группа из трех ламп в ряду питается от контактной сети постоянным током от рабочего напряжения 600 в через посредство стабилизирующего сопротивления. Вспомогательное и аварийное освещение питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 в.

Итальянской фирмой «Штанга» изготовляются трехосные троллейбусы сочлененного типа. Троллейбус эксплуатируется в Риме и имеет следующие данные: наружная длина — 18,3 м; наружная ширина — 2,5 м; высота — 3,03 м; колея колес передней оси — 2,05 м   колея колес средней и задней осей — 1,842 м; высота до уровня пола (в нагруженном состоянии) — 0,83 м; расстояние между осями — 6,7 м    мест для сидения — 51; мест для стояния — 100; радиус поворота по средней оси — 11 м; вес в ненагруженном состоянии — 14 т.

Троллейбус состоит из двух секций, одна из которых (передняя) имеет две оси, а вторая (задняя) — одну ось. Передняя часть рамы задней секции шарнирно сочленена с задней частью рамы передней секции и опирается на нее. Герметическое соединение передней и задней секций осуществляется в зоне сочленения при помощи жесткого тамбура. Для быстрого обмена пассажиров на остановках кузов троллейбуса имеет три широкие двустворчатые двери, открывающиеся внутрь. Задняя дверь служит для входа пассажиров, а средняя и передняя двери — для выхода.

Открыванием и закрыванием передней двери управляет кондуктор, а задней дверью — водитель. Средняя дверь открывается автоматически, при вступлении пассажира на подножку. Следует заметить, что автоматическое открывание и закрывание средней двери возможно только на остановке, в результате включения водителем автоматического управления дверью.

Рабочее место кондуктора троллейбуса находится посередине задней секции кузова, где имеется достаточно большая зона для размещения только что вошедших пассажиров. В часы пик пассажиры могут обслуживаться двумя кондукторами.

Направление движения троллейбуса осуществляется при помощи передних и задних управляемых осей. Поворот колес синхронизирован таким образом, что задние колеса следуют точно по следу колес средней оси. Такая конструкция механизма управления сочлененным троллейбусом позволяет обеспечить минимальный радиус поворота — около 11 м.

Троллейбус снабжен двумя тяговыми электродвигателями постоянного тока с часовой мощностью по 50 кет каждый. Тяговые электродвигатели расположены на средней и задней ведущих осях. В результате такого расположения электродвигателей передняя и задняя секции имеют самостоятельные приводы, что почти полностью освобождает механизм шарнирного сочленения от передачи силы тяги и торможения, а также обеспечивает возможность создания наиболее надежной конструкции узла сочленения.

Применяемая автоматическая многоступенчатая система пуска обеспечивает достаточную плавность хода при трогании и разгоне. Установившаяся скорость движения по ровному пути составляет около 14 м/сек (5.1 км/ч).

Обществом, Альфа-Ромео (Италия) изготовлен пятиосный сочлененный троллейбус вместимостью до 210 пассажиров. Общая длина этого троллейбуса 19 м\ собственный вес— 19 т; вес с пассажирами 3.1,5 т. Передняя ось управляемая, а средняя и задняя (передней секции) — ведущие. Обе оси задней секции — только управляемые. Встречаются также и другие разновидности конструкций троллейбусов сочлененного типа.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..