Работа системы смазки двигателя
мотоцикла Урал М67-36
Масло заливают в картер двигателя с левой стороны через заливное
отверстие, закрываемое пробкой с маслоизмерительным
стержнем-щупом. На резервуара неочищенное масло через сетчатый
фильтр подается шестеренчатым насосом по вертикальному каналу в
горизонтальную трубку — канал 8 для прохода к передней крышке
картера двигателя, где расположен масляный фильтр 10.
Через канал в наконечнике и кольцевую проточку пробки 24 (см.
рис. 5) очищенное масло поступает во вторую горизонтальную
трубку — главную магистраль 11 (см. рис. 7) системы смазки.
При засорении фильтрующего элемента, а также при холодном масле
иа непрогретом двигателе давление в масломагистрали возрастает,
и при
0,07—0,09 МПа (0,7—0,9 кгс/см2) открывается перепускной
шариковый клапан Я и масло поступает в главную магистраль
системы смазки через кольцевую проточку пробки, минуя
фильтрующий элемент.
Из главной магистрали масло по каналам в передней стенке картера
и в корпусе заднего подшипника подается к двум специальным
маслоуловителям 5. Маслоуловители вращаются вместе с цапфами
коленчатого вала, к наружным стенкам которых они крепятся
винтами. При вращении маслоуловителей масло очищается и стекает
в полости пальцев коленчатого вала, откуда через отверстия под
действием центробежных сил устремляется в роликовые подшипники
нижних головок шатунов.
Излишнее масло выливается из маслоуловителей и шатунных
подшипников и под действием центробежных сил разбрызгивается по
всему картеру.
Масляными брызгами смазываются рабочие поверхности толкателей и
кулачки распределительного вала. Быстродвижущиеся части
кривошипношатунного механизма и интенсивное разбрызгивание масла
способствуют образованию в картере масляного тумана, которым
смазываются рабочие поверхности цилиндров, поршневые пальцы,
верхние головки шатунов, направляющие толкателей, коренные
подшипники и другие трущиеся детали, расположенные в картере
двигателя.
Через отверстия в картере около направляющих втулок толкателей
распыленная смазка попадает в кожухи штанг, оседает в них и
стекает в головку цилиндров. Здесь она разбрызгивается
клапанными пружинами и смазывает клапаны и коромысла. Излишек
масла стекает по отверстию в головках и по трубке,
запрессованной в ребрах цилиндров, обратно в картер.
Осевшие в виде капель на стенках картера и деталях масло стекает
в масляный резервуар. Задний подшипник (бронзовая втулка)^
распределительного вала смазывается маслом, разбрызгиваемым
ведомой шестерней через отверстие в картере и подшипнике.
Втулка шестерни привода масляного насоса смазывается маслом,
скапливающимся в кармане. Для стока масла, накапливающегося
перед сальником маховика, имеется специальный канал в корпусе
заднего подшипника.
Разбрызгиваемое масло почти не попадает на верхнюю стенку левого
(по ходу мотоцикла) цилиндра, поэтому к нему подведен канал 16,
через который масло подается под давлением в кольцевую канавку
на фланце цилиндра. Затем оно поступает через три отверстия к
верхней стенке и обильно ее смазывает.
Вытекающее из маслопроводной трубки 19 масло попадает на
шестерню коленчатого вала и переносится зубьями большой шестерни
к шестерне генератора. Избыточное масло стекает вниз и через
сливное отверстие в передней стенке картера возвращается в
масляный резервуар. Для предохранения от просачивания масла из
картера к сцеплению предусмотрено маслоотражательное кольцо н
резиновый сальник на ступице маховика, для предохранения от
попадания масла к прерывателю — резиновый сальник.
|