Ремонт подвески полуприцепа МАЗ-5245

  Главная       Учебники - Транспорт      Прицепы и полуприцепы МАЗ. Устройство, техническое обслуживание, ремонт (Высоцкий М. С.) - 1978

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

 

Ремонт подвески полуприцепа МАЗ-5245

 

 

 Рессору снимают с полуприцепа при поломке листов, при сдвиге листов из-за среза центрового болта, при потере упругости (осадке) рессоры, при срезе или повреждении деталей крепления накладного ушка рессоры.

 

Прежде чем приступить к снятию рессоры, необходимо затормозить полуприцеп стояночным тормозом, ослабить гайки крепления колеса и стремянок рессоры.

Порядок снятия рессоры следующий:

разгрузить домкратом колесо на стороне снимаемой рессоры,

установить подставку под лонжерон рамы и снять колесо;

отвернуть гайки стремянок, подложить под тормозной барабан

подкладки и, опуская домкрат, освободить балку оси от рессоры до посадки барабана на подкладку;

снять стяжной болт пальца крепления рессоры, выбить палец, вывести ушко из переднего кронштейна и снять рессору.

Для разборки рессору устанавливают в тиски. Удаляют шплинт, отвертывают гайку, снимают шайбу и вынимают палец крепления ушка рессоры. Отвертывают сферические гайки и снимают стремянку крепления ушка рессоры, затем отвертывают гайки, вынимают стяжные болты и распорные трубки хомутов. Отвертывают гайку и выбивают центровой болт рессоры. Необходимость замены хомутов, которые закреплены к листам рессоры заклепками, определяют в процессе дефектовки.

Наиболее часто в рессорах наблюдаются трещины, обломы, деформация листов, износ отверстия во втулке ушка рессоры под палец, износ пальца. Листы на трещины проверяют визуально при помощи лупы или магнитной дефектоскопией. Листы с трещинами или обломами бракуют. Исправные листы с незначительной деформацией восстанавливают рихтовкой, доводя радиусы изгиба листов до величин, указанных в табл. 25. При значительной деформации листы правят в горячем состоянии и термически обрабатывают, сохраняя при этом внутренние радиусы изгиба, указанные в табл. 25.

Режим термообработки листов: нагрев до 860—870°С, закалка в масле в штампах гибочно-закладочной машины, отпуск при 500—520° С на воздухе.

В переднем креплении рессоры наибольшему износу подвергаются пальцы и втулки. Пальцы и втулки следует заменить, если величина зазора в сопряжении более 2 мм. Новую втулку развертывают до диаметра 50+0,25 +0,08 мм после запрессовки ее в ушко. Втулку и палец можно изготовить в мастерских, выдержав материал и твердость, указанные в табл. 26. Номинальный диаметр пальца 50-0,05 мм.

В заднем креплении рессор наибольшему износу подвергаются верхние и боковые вкладыши, которые необходимо менять по мере износа. При несвоевременной замене их происходит износ стенок кронштейнов. Допускается износ стенок по толщине не более 2 мм; при большем износе кронштейны должны быть заменены. Кронштейны заменяются и в случае обнаружения трещин и обломов. При установке нового кронштейна на старую раму или, наоборот,

старого кронштейна на новую раму необходимо рассверлить совместно отверстия под заклепки диаметром не менее 18 мм, так как изношенное отверстие в любой из сопрягаемых старых деталей не-
 

 

 

 

 

 

 

 

 

пригодно для постановки заклепки диаметром 16 мм. Допускается крепление кронштейнов болтами вместо заклепок. Болты должны быть не менее 18 мм и термически обработаны до твердости HRC

28—35. Гайки болтов затягивают (момент затяжки 5,5—6 кгс-м). Под гайку ставят усиленную пружинную шайбу или применяют контргайку.

Перед сборкой все листы рессоры тщательно очищают от грязи и коррозии, промывают в керосине и насухо вытирают.

Для установки на полуприцепы рессор с минимальным расхождением по стреле прогиба собранные рессоры после осадки в зависимости от стрелы прогиба сортируют па две группы. К первой группе относятся рессоры со стрелой прогиба 134+8 мм, к второй группе — рессоры со стрелой прогиба

134-8 мм. Рессоры первой группы помечают белой краской. На полуприцеп устанавливают рессоры только одной группы.

С целью уменьшения трения между листами перед сборкой рессоры их смазывают графитной смазкой УСсА (ГОСТ 3333—55).

Для сборки рессоры рекомендуется применять пневматические тиски с усилием зажима 3—4 тс.

Рессору (основную или дополнительную) собирают в такой последовательности.

Сжимают рессору в тисках, применяя вместо центрового болта оправку такого же диаметра. Когда листы рессоры сжаты, оправку вынимают, заменяют ее центровым болтом и затягивают гайку до отказа. Затем ставят распорные трубки, стягивают хомуты стяжными болтами с приложением момента 2,7—3,2 кгс*м.

При установке накладного ушка гайки стремянки крепления ушка затягивают с приложением момента 2—4 кгс-м и раскернивают в двух противоположных точках. Зазоры между листами более 2 мм на длине 1/4 длины соприкосновения между листами толщиной 12 мм не допускаются. Зазоры между листами при их толщине 10 мм допускаются 1,2 мм.

Рессоры после сборки рекомендуется испытать на стенде. Перед испытанием рессоры осаживают под нагрузкой согласно данным табл. 27. Повторная осадка рессоры той же нагрузкой не должна давать остаточной деформации. При осадке и испытании основной рессоры ее передний конец должен опираться на подвижную опору, а задний—на цилиндрическую опору.

Задняя дополнительная рессора должна опираться на цилиндрические опоры радиусом 100 мм. Стрелу прогиба рессоры замеряют, как показано на рис. 67.

 

 

 

 

 

 

Рис. 67. Схема испытания рессор:
а — основных; б — дополнительных; b — стрела прогиба рессоры

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..