АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ 6-СТ-42-ЭМ

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..

 

 

 

 

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ 6-СТ-42-ЭМ



Свинцовая кислотная аккумуляторная батарея 6-СТ-42-ЭМ предназначена для запуска пускового двигателя стартером и питания постоянным током других приборов электрообо-
рудования в тех случаях, когда генератор не работает или развивает недостаточную мощность.

Аккумуляторная батарея накапливает электроэнергию от генератора во время работы трактора. Процесс накопления называется зарядом, а отдачи — разрядом батареи. Количество электричества, которое может отдать полностью заряженная аккумуляторная батарея, называется ее емкостью, измеряемой в ампер-часах.

Основным режимом ее работы является стартерный режим, когда аккумуляторная батарея в короткие промежутки времени отдает значительное количество электрической энергии при большом разрядном токе. В связи с этим стартерные батареи работают в очень тяжелых условиях и требуют систематического контроля для обеспечения полной их работоспособности.

Кроме того, аккумуляторная батарея испытывает во время работы трактора толчки и вибрацию, поэтому она обладает по сравнению с другими типами батарей повышенной механической прочностью. На тракторе ДТ-75 для смягчения толчков и вибрации под аккумуляторную батарею устанавливают резиновый коврик.

Рабочую основу батареи составляют положительные и отрицательные пластины, представляющие собой решетки из сплава свинца и сурьмы с вмазанной в них активной массой.

Положительные пластины обмазаны двуокисью свинца и имеют темно-коричневый цвет, а отрицательные покрываются губчатым свинцом серого цвета.

Положительные и отрицательные пластины соединяют каждые в свой полублок и припаивают отдельно к бареткам 8 (рис. 113) (свинцовым перемычкам), имеющим выводные штыри 7.

 

 

 

 

Рис. 113. Аккумуляторная батарея:
1 — моноблок; 2—крышка аккумуляторной батареи; 3 — крышка элемента; 4 — выводная клемма; 5 — пробка; 6 — диск; 7 — выводной штырь; 5 —баретка; 9—предохранительный щиток; 10— положительная пластина; 11 — сепаратор; 12 — отрицательная пластина.

 

 

 

Отрицательный и положительный полу-блоки собирают в один элемент (двухвольтовый аккумулятор). Для большего участия в работе активной массы каждую положительную пластину устанавливают между двумя отрицательными. Поэтому в одном аккумуляторе отрицательных пластин всегда на одну больше, чем положительных.

Для предохранения разноименных пластин от соприкосновения между ними устанавливают прокладки — сепараторы 11. Сепараторы изготовлены из изоляционной пористой пластмассы (мипласт и стекловолокно), через которую свободно проникает электролит — раствор серной кислоты в дистиллированной воде. При установке в аккумулятор сепара
торы повертывают ребристой поверхностью к положительной пластине.

Собранные аккумуляторы вставляют в отделения аккумуляторного бака, изготовленного из асфальтопековой массы или эбонита. На дне бака отформованы равные по высоте четыре призмы, на которые опираются пластины аккумуляторов. Одна пара призм служит опорой для положительных пластин, другая — для отрицательных. Между поверхностью дна и пластинами образуется свободное пространство, которое заполняется частицами активной массы, выпавшими на дно в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи. При таком устройстве дна бака разноименные пластины не замыкаются осадком (шламом) активных веществ.

На аккумуляторы сверху устанавливают эбонитовые щитки 9, предохраняющие сепараторы от повреждения во время замеров уровня, температуры и плотности электролита. Аккумуляторы закрывают крышками 3 и для герметичности пространство между крышками и стенками бака заливают кислотоупорной мастикой. В крышках имеются пробки 5
с отверстиями для выхода газов, выделяющихся из электролита во время заряда батареи.

Выводные штыри 7 от бареток положительных и отрицательных полублоков каждого аккумулятора выведены наружу и последовательно соединены между собой. К крайним штырям припаяны конические клеммы 4, к которым крепят наконечники монтажных проводов.

Аккумуляторную батарею с целью предохранения ее от разряда при неработающем двигателе отключают от электросети с помощью включателя ВК 318Б «массы» трактора, подсоединенного к минусовой клемме аккумулятора. Установлен включатель «массы» рядом с аккумулятором (рис. 114) на специальном штампованном кронштейне, который прикреплен болтами к передней стенке кабины.

 

 

 

 

Рис. 114. Установка аккумуляторной батареи:
1 — кнопка выключения включателя массы; 2 — кнопка включения включателя массы; 3 — кожух

 



Включатель «массы» имеет кнопки включения 2 и выключения 1 с автоматической фиксацией их положений.

Перед запуском двигателя для включения аккумулятора в сеть нажимают на кнопку 2 до фиксации ее в нижнем положении. По окончании работы трактора, после остановки коленчатого вала двигателя, отключают аккумулятор, нажимая на кнопку 1 также до фиксированного положения. При этом кнопка 2 автоматически выдвигается в верхнее положение.

Снаружи корпус аккумулятора защищен от механических повреждений штампованным кожухом 3.

Для напоминания трактористу о необходимости отключения аккумуляторной батареи в систему электрооборудования трактора введен сигнализатор—контрольная лампа ПД-20Е, подсоединенная к клеммам Б и Я реле-регулятора (см. рис. 108). Контрольная лампа установлена на кронштейне рядом с реле-регулятором и загорается при включенной в цепь аккумуляторной батарее в результате разности потенциалов на клеммах Б и Я, когда генератор не работает или создает недостаточное напряжение и контакты реле обратного тока реле-регулятора разомкнуты. При увеличении числа оборотов двигателя и повышении напряжения генератора до 12—

13 в контакты реле обратного тока, как было описано выше, замыкаются. Разность потенциалов на клеммах Б и Я исчезает, и контрольная лампа гаснет.

Таким образом, кроме напоминания о необходимости выключения аккумулятора по окончании работы трактора, контрольная лампа своим красным светом сигнализирует

об исправности генератора и реле обратного тока реле-регулятора.

Аккумуляторная батарея поступает с завода без электролита в незаряженном состоянии; под пробкой 5 (рис. 113) для герметизации временно устанавливают диски 6.

 

 

Техническая характеристика аккумуляторной батареи 6-СТ-42-ЭМ

Номинальное напряжение, в........12

Емкость при 10-часовом режиме разряда и средней температуре электролита 30° С, а-ч . . . 42

Разрядный ток при 10-часовом режиме разряда, а 4,2

Длительность разряда при стартерном режиме и емкость при разрядном токе 126 а и темпера-
туре электролита 30±2°:

длительность, мин...........5,5

емкость, а-ч.............11,5

То же, при температуре электролита 18±2°С:

длительность, мин...........2,25

емкость, а-ч.............4,7

Зарядный ток, а:

первого заряда............3,0

повторного заряда ....................4,0

Количество аккумуляторов..................6

Количество пластин в аккумуляторе:

положительных ......................3

отрицательных........................4

Объем электролита в батарее, л.......3,0
Вес аккумуляторной батареи с электролитом, кг 18,8
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..